Posted 25 июля 2014,, 13:00

Published 25 июля 2014,, 13:00

Modified 31 марта, 12:25

Updated 31 марта, 12:25

Работа над собой «хорошим»

25 июля 2014, 13:00
Говорит ли склонность к улучшению себя о смене системы ценностей - от любви к ближнему в сторону эгоизма? Так ли важно уметь преподнести себя, или же стремление к общественным стандартам ущемляет личность и стирает уникальность?

Мода на разнообразные тренинги держится уже много лет. Реклама обещает научить, как «быть любимыми, успешными, счастливыми», «преодолеть социальные и психологические барьеры», «быть привлекательной и желанной для себя и окружающих» и даже узнать, «какой дурой ты была». На тренингах формируют уверенное, позитивное поведение, обучают искусству манипуляции и способам ей противостоять, умению управлять мимикой и еще всему, что пригодится в общении с людьми.

Говорит ли эта склонность к улучшению себя о смене системы ценностей? Если раньше пропагандировали любовь к ближнему и взаимопомощь, то теперь восторжествовал эгоизм — ближний как инструмент для достижении личных целей?

С одной стороны, пора смириться с тем, что на смену идеологии пришли гуманитарные технологии. Уже не стоит задача воздействовать на личность и менять ее внутренний склад - сегодня многого можно добиться, заставив человека изменить поведение, что проще и дешевле. Тоталитарный контроль государства и государственные средства принуждения заменил другой способ регулирования обывательского поведения: «С насущными нуждами, которые некогда требовали трудоемкого обеспечения всеобщего согласия вперемешку с идеологической индоктринацией, теперь справляется рынок, который ничего так не боится, как единообразия склонностей, вкусов и верований. Вместо нормативного регулирования поведения обывателя — соблазн потребителя; вместо насаждения идеологии — реклама; вместо легитимации власти — пресс-центры и пресс-бюро», - считает Зигмунд Бауман.

В мире, где почти все - жертвы манипуляции, побеждает забота о себе, но о себе строго в рамках частной жизни. В крайнем случае – забота о себе как о члене «команды», но никакой подготовки общественной или тем более политической жизни.

С другой стороны, работа над поведением направлена на то, чтобы улучшиться и предлагать себя миру не со всеми своими недостатками, а повернувшись к людям положительной или, по крайней мере, замаскированной стороной.

Но нужно ли вообще учиться осваивать эти самые правила предъявления себя в лучшем виде и работать над собой, чтобы продемонстрировать все полезные знания, умения и навыки в самый подходящий момент нужному человеку? Может, вернее руководствоваться старинным русским принципом «понравлюсь – на печке найдут»?

Для того, чтобы понравиться, в любом случае надо как-то сообщить о себе миру. И тут главный вопрос - как сделать это правильно и вовремя. Потому что, как писал один из крупных специалистов в области PR Джон Честара, «вы можете хорошо знать себя, свои ценности, таланты, умения, добродетели, но если вы не в состоянии их выразить, продемонстрировать тем людям, от чьей доброй воли зависит ваш успех, то есть ли у вас шансы достичь чего-либо?»

Нельзя забывать, что 90% мнения о человеке складывается в первые пять минут знакомства. И складывается оно из того, что мы сами вольно или невольно решили показать миру, - от внешнего вида до манеры общения. В том же случае, если вы сами не создадите себе имиджа, то его вам создадут другие люди.

Большинство из нас действуют, исходя из мысли о своей уникальности — «я» хороший, и «они» просто обязаны разглядеть все мои многочисленные дарования. Все это признак извинительного отношения к себе, в результате чего — нежелание менять «картинку» и соответствовать общественными критериям о красоте, стиле и, следовательно, интересности. Такой человек перекладывает ответственность за обнаружение своих многочисленных талантов на окружающих, которым с ним предстоит общаться. И ему не приходит в голову, что подстраивание под стереотип это не столько обезличивание, а, скорее, облегчение задачи собеседника, которому не придется размышлять об извинительных причинах неподобающего вида.

Получается, что когда западная теория настаивает на важность первого впечатления, учит, как одеться, как себя вести, чтобы встречали не по одежке, а точно по деловым качествам, она не пытается ущемить твои права как личности, а пытается проявить на практике уважение к другому человеку.

Собственно, тренинги учат тому же: как проявить уважение к другому, чтобы обоим облегчить общение и взаимодействие. Ну и конечно, может быть, немножко подтолкнуть собеседника в принятии решения в твою пользу.

Татьяна Шоломова