Posted 4 декабря 2014,, 07:00

Published 4 декабря 2014,, 07:00

Modified 31 марта, 10:24

Updated 31 марта, 10:24

Эмиграция в мир онлайна

4 декабря 2014, 07:00
Сегодня появились "хикки" – виртуальные отшельники, которые сознательно уходят в Интернет и ограничивают контакты с реальностью физиологическим минимумом. Возможно ли, что через какие-то 10-20-30 лет уход в «виртуал» приобретет массовый характер?

4 декабря в России отмечается День информатики. Сегодня информатизация прочно вошла во многие сферы жизни человека и общества. Среди людей появились "хикки" – виртуальные отшельники, которые сознательно уходят в Интернет и ограничивают контакты с реальностью физиологическим минимумом (еда, сон, туалет).

Возможно ли, что через какие-то 10-20-30 лет уход в «виртуал» приобретет массовый характер? Интернет-магазины, банки, университеты, школы и офисы, а дальше - браки, семьи и полное перекочевание в «виртуал»? Своеобразная эмиграция – не в Америку или Европу – а в Интернет: будущее или фантастика? Какими будут взаимоотношения человека и компьютера? «Росбалт» узнал мнение экспертов - специалистов из разных областей.

Анна Пиковская, психолог:

«В конце 1980-х годов, когда только появились видеомагнитофоны, народ собирался у счастливого обладателя оного и смотрел фильмы. Это был почти ритуал. Тогда говорили, что кино умерло, кинотеатры пустые… Прошло каких-то неполных 30 лет. Возможностей смотреть фильмы, не посещая кинотеатры, стало в разы больше. Но кинотеатры битком забиты! Люди приходят кино посмотреть, себя показать, пообщаться.

Так же и с виртуальным миром. Тенденция к работе дистанционно увеличивает шансы застревать в Сети. Но отправиться надолго в виртуальный мир могут люди с явными психическими расстройствами (к ним, кстати, и относятся хикки), а также с тяжелыми психологическими травмами или расстройствами - тревожность, социофобия.

Любым «виртуальным отшельникам» надо что-то есть и пить. Им нужно как-то взаимодействовать с окружающим миром, даже при отличном сервисе доставки продуктов и при возможности заработка в Интернете. Но, к сожалению, подавляющее большинство таких людей содержат родственники.

Сейчас активно развивается служба психологической помощи. Часть людей с психологическими проблемами под влиянием специалистов можно вернуть к жизни по эту сторону экрана монитора. Одна из базовых потребностей человека - потребность в общении, прикосновениях, тактильных ощущениях. За этим придется выходить в реальный мир. Если будет уделяться достойное внимание развитию службы психологической помощи, особенно детской, работе с детьми-аутистами, если родители будут более внимательны к детям (дабы вовремя заметить тенденцию), то количество желающих существовать только в Интернете как минимум не будет расти».

Алексей Ежиков, консультант по интернет-маркетингу:

«Зачем дожидаться нескольких десятков лет? Виртуальная эмиграция уже произошла повсеместно. Реальная жизнь молодых и зрелых городских жителей настолько тесно переплетена с онлайн-коммуникациями, что последние уже невозможно «выкорчевать». В некотором смысле мы одной ногой эмигрировали в мир виртуального общения и лишь второй ногой стоим в реальности. Фрилансеры, удаленные рабочие команды, браки в многопользовательской игре World of Warcraft – это уже вчерашний, а не сегодняшний день. Полагаю, что государствам некуда деваться: они должны будут рано или поздно законодательно закрепить (или запретить) складывающиеся виртуальные формы человеческих отношений.

Человечество и средства коммуникации сегодня находятся в неразрывном симбиозе. Отказ от них отбросит нас на века назад в науке, технике, производстве, логистике, и, следовательно, в потреблении, медицине и даже развлечениях. В будущем у нас нет выбора: наш симбиоз с компьютерами будет только усиливаться, но при этом будет расти наш средний уровень осознанности во взаимодействии с ними.

Недаром сейчас на Западе набирает популярность «digital detox» - осознанный временный отказ от использования компьютеров или соцсетей (например, на отдыхе), сегодняшний вариант духовной аскезы и самоограничения.

Наверное, перераспределение времени в пользу онлайна будет развиваться так же, как и осознанный отказ от него. Но это не виртуальное "отшельничество", наоборот. Люди идут в Сеть общаться, Интернет - это среда в первую очередь для коммуникаций, обмена информацией и мнениями".

Леонид Каганов, писатель-фантаст, поэт, сценарист, телеведущий:

«Виртуальное обучение с помощью Интернета существует давно и очень популярно. Как и знакомства. А вот как возможен виртуальный брак - непонятно. Физическая близость, равно как еда, чистка зубов и посещение санузла, с Интернетом никак не связаны.

В дальнейшем взаимоотношения человека и компьютера будут крепнуть. Грозит ли человечеству эмиграция в виртуальный мир? А вы почитайте последнюю книгу Виктора Пелевина, там много об этом.

Не стоит забывать, что сегодня главная причина эмиграции россиян в Америку и Европу - это закручивание свобод, в частности - неблагоприятные прогнозы насчет Интернета. Люди (в первую очередь IT-специалисты) бегут именно в страны с более свободным Интернетом. Поэтому обычная эмиграция и "эмиграция в Интернет" движутся в одном и том же направлении - из России».

Лилия Земнухова, научный сотрудник Центра исследований науки технологий Европейского университета в СПб, научный сотрудник Социологического института РАН:

«В 2000 году на Саммите стран Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества, где обозначилась ведущая роль ИТ в развитии современного общества. В языке социальных исследователей и медиа практически сразу появились понятия информатизации, виртуализации, дигитализации, которые быстро распространились за пределы экспертного поля и стали приобретать негативные оценки. Тем не менее cоциолог Мануэль Кастельс считает, что не имеет смысла оценивать ИТ или Интернет с позиций «хорошо» или «плохо». В конечном итоге, технологии являются инструментами деятельности человека, что и делает их хорошими или плохими.

Теоретики и практики области HCI (Human-Computer Interaction) уже давно говорят о новых парадигмах взаимодействия человека и компьютера: компьютеры можно носить (wearables), они уже давно мобильны и повсеместны (ubicomp), и тесно вжились в нашу повседневность (pervasive computing). Но не все технологии приживаются, и среди пользователей останутся только такие, которые не будут мешать межличностному взаимодействию.

Тенденции к развиртуализации не заставили себя долго ждать. Например, популярной становится такая практика: при встрече в кафе друзья откладывают гаджеты, и кто первый вдруг потянется за телефоном, оплачивает весь счет. Это тот случай, когда сами пользователи вводят ограничения на виртуальность в определенных аспектах своей жизни».

Кирилл Шарков, врач-психотерапевт, автор и ведущий медиажурнала "Психотерапия в России":

«Информационные технологии продолжат свое развитие, и не так далек час, когда все базовые потребности человек сможет удовлетворять, не выходя из комнаты. И не только базовые, но, возможно, и расширенное число потребностей.

Думаю, что «виртуальное отшельничество» возможно. Оно может быть реализовано в рамках научных экспериментов с привлечением добровольцев, когда есть определенные цели исследования. Вероятно, появятся также такие «уходы» групп людей, которые предварительно об этом договорились, и вне научных экспериментов. Своеобразные виртуальные путешествия и экстрим-туры.

Вообще считаю, это будет реализовываться именно в групповой форме, а не в индивидуальной. Когда так делает один человек, это может восприниматься как странность или даже патология. Когда нас 10-15 человек и мы более-менее ясно понимаем, зачем мы это делаем, то это уже социальный феномен.

Вероятно, что система школьного образования может измениться подобным образом. Если ученика не будет устраивать его учитель, он мог бы пройти аналогичную программу с системой контроля знаний, эквивалентной обычной. Для детей с ограниченными возможностями или временно болеющих, которые не могут посещать школу, это также отличная возможность получить знания.

Проблема в данном случае в том, что университет, школа или офис выполняют ряд других важных функций, не прямых, но которые не могут быть опосредованы интернет-средой, поэтому вряд ли им грозит вымирание.

А что касается Интернета, я думаю, со временем (если не уже) он обретет самодовлеющую социальную реальность и превратится в такой же институт общества, как образование, наука или религия, со своей специфической функцией. Он будет пересекаться с традиционными сферами жизни, сопрягаться с ними, но ни в коем случае не вытеснит их. На будущее человека и компьютера надо смотреть гораздо шире - как на отношения человека с "умной" искусственной средой. Нечто вроде "Интернета вещей"».

Эмиграция в виртуальный мир Интернета началась давно, с момента его разработки, и продолжается по сей день. Однако на каждое действие есть свое противодействие. И уже появилась тенденция сознательного отказа от онлайна на время. Полная виртуальная эмиграция не произойдет, «виртуал» не заменит реальность, это утопия, считают специалисты.

При этом не исключено возникновение новых форм виртуального общения. Не за горами и юридическое оформление их на законодательном уровне. Главное - человек должен научиться управлять своим взаимодействием с ИТ-технологиями, сделать свои шаги более умными и умелыми.

Умная машина – умный человек. Пока же многие ведут себя с гаджетами как в пословице: заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. Надо перестать расшибать лоб, эмигрируя в «виртуал», воспринимая его как полноценное пространство для жизни и самореализации. Вместо того, чтобы использовать огромные возможности Интернета для дополнения и обогащения своей неповторимой реальной жизни.

Любовь Костерина