Петербуржцам показали сувенир из Гамбурга

В Северной столице завершилась 12-я Неделя Германии, в рамках которой прошло около 100 мероприятий - образовательных, культурных и посвященных бизнес-тематике. Финальным аккордом стал концерт “Гамбургский сувенир”.


© Фото Антониды Пашининой

В Северной столице завершилась 12-я Неделя Германии, в рамках которой прошло около 100 мероприятий - образовательных, культурных и посвященных бизнес-тематике. Жители города на Неве могли, к примеру, побывать на выставке художниц Марии и Натальи Печатниковых, посвященной особенностям западного и восточного Берлина; посмотреть документальные фильмы о переломных моментах прошлого, научиться создавать арт-книгу, полюбоваться хореографическим перформансом Кати Эрфурт, встретиться с писателем Паулем Мааром. Финальным аккордом стал концерт “Гамбургский сувенир” в Мариинском театре. Он объединил известных музыкантов и молодых звезд из Германии.

Концерт проходил под эгидой TONALi - музыкального конкурса для молодых инструменталистов. На сцене выступили как лауреаты (Кристина Брабец, Алексей Стадлер, Элизабет Браусс, Леонард Фу), так и члены художественного попечительского совета (Вольфганг Эмануэль Шмидт, Антон Бараховский, Нимрод Гуэз и Александр Земцов).

Следует отметить, что концерты молодых исполнителей представляют лишь отдельную часть проекта TONALi. С одной стороны, он помогает реализоваться музыкантам - так, каждый год по одной из трех исполнительских специальностей - скрипка, виолончель, фортепиано - проводится международный конкурс инструменталистов в возрасте от 16 до 21 года, лауреаты которого получают возможность выступать с концертами и участвовать в мастер-классах. С другой стороны, он призван заинтересовать молодежь миром классической музыки.

Ведь начиналось все именно с того, что основатели проекта - виолончелисты Амадеус Темплтон и Борис Матчин - подняли важную общественную проблему - в концертных залах через несколько лет может стать совсем мало слушателей, поскольку туда приходят в основном люди в возрасте. Это значит, приобщать к классической музыке надо еще со школьной скамьи. Для этого среди учеников проводится конкурс TuttiContest. В школах готовятся концерты, при этом важно не только провести мероприятие, но и привлечь как можно больше юных слушателей в зал. В финале конкурса школа, в которой удается увлечь музыкой наибольшее количество детей, получает звание победителя и специальный приз.

“Думаю, что мы все вместе пытаемся найти новый путь для молодого поколения - не изменение музыки, а изменение условий для ее прослушивания, - говорит Борис Матчин. - Я могу судить по нашему опыту работы в Гамбурге. Один из школьников, к примеру, никогда не видел виолончели, не слышал классической музыки, он даже не знал, что у нас есть концертный зал. Он ходил с огромными наушниками и слушал рэп. Но мальчик побывал на нашем концерте, где была исполнена музыка Шостаковича. Он вышел оттуда с огромными глазами и сказал, что даже не знал, что такая музыка есть. Мальчик признался, что для него настал новый период в жизни. Он бегает по школе, и у него в наушниках звучат различные симфонии”.

 

Фото Антониды Пашининой

При этом, по мнению Бориса Матчина, несмотря на развитие интернет-технологий, позволяющих слушать любую музыку в любом углу земного шара, аудиозаписи никогда полностью не заменят живого исполнения. “Пушкин написал маленькое стихотворение "О сколько нам открытий чудных...”, оно заканчивается словами: “И случай, бог изобретатель”. Эта строчка самая важная - она выражает то, почему искусство никогда не станет электронным - потому, что c музыкантом во время выступления на сцене приходит что-то, что невозможно словить и объяснить. Сегодня он играет так, а завтра - по-другому. Притяжение и переживание искусства напрямую очень сильно для человека, который умеет ценить эти моменты”, - считает Борис Матчин.

 

Фото Антониды Пашининой

Музыканты, участвовавшие в концерте "Гамбургский сувенир", провели в Петербурге несколько дней. По словам виолончелиста Алексея Стадлера, репетиции были настолько интенсивны, что у них практически не оставалось свободного времени, чтобы посмотреть город. Однако для некоторых из них это был уже не первый визит в Северную столицу. Так, для Алексея Стадлера Петербург - родной город. А скрипачка Кристина Брабец была в городе на Неве уже трижды. “Возвращаться в Петербург для меня очень захватывающе, я каждый раз наслаждаюсь пребыванием в городе, его восхитительной архитектурой”, - отметила она.

Открывая концерт в Мариинском театре, генеральный консул ФРГ Хайке Пайч подчеркнула, что сохранение и развитие диалога между странами особенно важно в период сложной политической ситуации.

“Политическая ситуация становится все более запутанной, но, что хорошо - музыка вне политики. Это язык, который может понять любой человек. Мы играем все вместе, вне зависимости от того, какой национальности человек и каковы его политические взгляды, и это показывает объединяющую силу музыки, в отличие от политики, которая порой разделяет людей”, - отметил виолончелист Вольфганг Эмануэль Шмидт. 

В ходе выступления со сцены концертного зала прозвучали фортепианный квартет Моцарта соль минор, фортепианный квартет Брамса соль минор и струнный секстет Чайковского ре минор "Воспоминания о Флоренции".

Зал аплодировал музыкантам стоя.

 

Фото Антониды Пашининой

 

Фото Антониды Пашининой

Антонида Пашинина

“Росбалт” является информационным партнером проекта TONALi.


Ранее на тему Петербуржцам рассказали, как приобщить молодежь к миру классической музыки