Posted 14 августа 2015,, 06:31

Published 14 августа 2015,, 06:31

Modified 31 марта, 06:46

Updated 31 марта, 06:46

Православные отмечают Медовый Спас

14 августа 2015, 06:31
Сегодня для православных начался первый день Успенского поста, установленный в 9 веке в честь изнесения Древ Креста Господня. Этот день в народе называют Медовым Спасом. Успенский пост не так строг, как Великий, но строже, чем Петров и Рождественский посты.

МОСКВА, 14 августа. Сегодня для православных начался первый день Успенского поста, установленный в 9 веке в честь изнесения Древ Креста Господня. Этот день в народе называют Медовым Спасом.

В Константинополе с древних лет существовал обычай проносить Честное Древо Креста по улицам города. Считалось, что это защитит жителей от всяческих болезней. До дня Успения Пресвятой Богородицы Древо Креста было доступно всем христианам для поклонения.

На Руси отмечать праздник стали с конца 15 века. С этого дня — ровно через месяц после окончания Петрова поста — начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери. Основные вехи Успенского поста — три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас).

Успенский пост не так строг, как Великий, но строже, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу предписывается питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла, которое дозволено лишь по субботним и воскресным дням. До праздника Преображения Господня (он же Яблочный Спас) церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда.

В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым, пишет Calend. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах.

А наиболее известное название — Медовый Спас — идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения.

Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ. В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название — Маковый Спас.

В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки, а также маковники. Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет.

С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду»; «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой»; «Паши под озимы, готовь гумна и овины».

Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить. Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.

Присоединяйтесь к "Стилю жизни" ВКонтакте и Facebook