Posted 27 ноября 2015,, 09:20

Published 27 ноября 2015,, 09:20

Modified 31 марта, 05:19

Updated 31 марта, 05:19

Покупать или не покупать?

27 ноября 2015, 09:20
Ежегодно в первую пятницу после американского Дня Благодарения (обычно – это последняя неделя ноября) проходит акция «Черная пятница» (Black Friday). Это – день огромных скидок и распродаж, главный праздник для всех шопоголиков и отличное решение для тех, кто хочет сэкономить.

Ежегодно в первую пятницу после американского Дня Благодарения (обычно – это последняя неделя ноября) проходит акция «Черная пятница» (Black Friday). Это – день огромных скидок и распродаж, главный праздник для всех шопоголиков и отличное решение для тех, кто хочет сэкономить.

Именно с Черной пятницы начинается традиционный рождественский сезон распродаж, когда можно приобрести самые разнообразные товары по очень выгодным ценам, ведь размер скидок достигает 90% в зависимости от групп товаров.

Между тем, именно к этому событию приурочили еще одну акцию, которая проходит с 1992 года. Ежегодно в конце ноября люди во многих странах мира на сутки отказываются от любых покупок, напоминая себе о том, что чрезмерное потребление — опасная общественная тенденция. День отказа от покупок (Buy Nothing Day) не случайно совпадает с Черной пятницей. В этот день магазины получают от 20% до 50% своей годовой выручки, а в массовых давках в самых крупных торговых центрах ежегодно гибнут люди.

Поэтому активисты призывают максимально здраво относиться к своим покупкам и протестуют против общества потребления. С инициативой проведения акции отказа от покупок выступил канадский журналист эстонского происхождения Калле Ласн (Kalle Lasn). По его мнению, причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления.

Условия участия в этой акции просты — в течение 24 часов нужно отказаться от любых приобретений. Наиболее весомый аргумент апологетов акции заключается в том, что в странах с высоким уровнем жизни проживает только 20% населения земного шара, а используют они более 80% всех природных ресурсов Земли. Это является не только несправедливым распределением богатств нашей планеты, но и наносит чрезмерный ущерб окружающей среде.

В 2001 году при поддержке сайта Adbusters эта акция приобрела всемирный масштаб: День отказа от покупок, помимо Мексики, Канады и США, прошел еще в 55 странах. В настоящее время к проведению подобных акций присоединилось еще 10 государств. Россия среди них пока не значится.

Активисты даже проводят мирные демонстрации в торговых центрах, готовят антирекламные ролики. По их данным, средний житель США покупает в пять раз больше товаров, чем мексиканец, в десять раз больше, чем китаец, и в тридцать раз больше, чем гражданин Индии.

Интересно, что традиция безудержного шоппинга возникла в Америке еще в 19 веке, когда крупнейшие торговые сети начали устраивать грандиозные предрождественские распродажи, стимулируя покупателей на покупки невероятными размерами скидок, бонусов, особенными подарками. А термин «Черная пятница» появился только в 1966 году в Филадельфии.

По одной версии, так пятницу называли из-за огромных пробок на дорогах, которые образовывались на следующий день после Дня благодарения. По другой – название произошло благодаря способу ведения бухгалтерской отчетности в этот день. Убытки записывали красными чернилами, а прибыль – черными, а так как выручка в этот день была огромной, то и черный цвет в отчетности преобладал.

В 2014 году в российской Чёрной пятнице приняли участие около 5 млн. человек, а ее хитами стали электронная техника, которой отдали предпочтение 50% покупателей, и одежда, аксессуары – 28% покупок.

Для многих шоппинг становится просто спортом, когда вещи покупают не по необходимости, а чтобы принести домой желанный трофей. По словам ученых, "спортивный покупатель" гордится удачной покупкой на распродаже. Такие покупатели конкурентоспособны. Одной из их целей является перехитрить систему розничной торговли. Причем, специалисты уверены, что "спортивными покупателями" могут быть и женщины, и мужчины.

Рассказывая о своих достижениях, они помнят все подробности о выгодном приобретении, включая дату покупки и первоначальную цену. Кроме того, они обычно разрабатывают четкий план действий. Исследователи добавляют: эти люди отличаются от других покупателей, охотящихся за скидками, тем, что они делают это не по необходимости. Ими движет азарт.

Видимо, поэтому возникла идея Дня отказа от покупок, поскольку неумеренное потребление — это, скорее, недуг, от которого следует избавляться. Впрочем, лишние и никому ненужные вещи их хозяева за копейки продают в комиссионках или отправляют в третьи страны, радуя своей щедростью тех, кто беднее.

По материалам Сalend.ru

Присоединяйтесь к "Стилю жизни" ВКонтакте и Facebook