Posted 5 августа 2016,, 12:37

Published 5 августа 2016,, 12:37

Биологи: Цветы смотрят на солнце из-за мутации внутренних часов

5 августа 2016, 12:37

Цветы следуют за солнцем, поворачиваясь на него в зависимости от его положения, благодаря мутации так называемых внутренних часов. Например, подсолнухи обладают уникальной способностью всегда поворачиваться к солнцу.

Как заявили биологи, мутация привела к тому, что внутренние часы подсолнуха управляют ростом клеток цветка таким образом, что заставляют соцветие вращаться с востока на запад в светлое время суток. Выводы ученых были опубликованы в журнале Science.

В ходе исследования ученые вырастили несколько подсолнухов, часть из которых росли в лаборатории с постоянно включенным светом, а другая часть – на обычном поле. При этом часть растений исследователи закрепили таким образом, что они не могли вращаться за светилом.

Кроме того, исследователи нанесли на стебли растений несколько точек, за которыми следили с помощью камер. Если расстояние между точками менялось, это означало, что стебель рос там, где они были нарисованы.

Движение цветка зависело от его набора светочувствительных белков и генов, которые управляют различными жизненными процессами, связанными с наступлением дня и ночи. При изменении длительности дня искусственным образом подсолнухи теряли способность ориентироваться на солнце, даже если источник света изменял свое положение.

Это существенно сказывалось на скорости роста цветка, наборе биомассы и развитии семечек. Оказалось, что эти биологические часы влияют на скорость роста растения и заставляют одну сторону стебля цветка расти быстрее, чем другую. Это позволяет растению следить за движением солнца.

Биологи утверждают, что пчелам больше нравятся теплые цветы, а движение за солнцем позволяет быстрее прогреваться и привлекать большее количество опылителей.