Posted 3 декабря 2016,, 07:32

Published 3 декабря 2016,, 07:32

Modified 31 января, 12:59

Updated 31 января, 12:59

Стресс: спать или не спать?

3 декабря 2016, 07:32
Если после психологической травмы или просто неприятных переживаний человек не дает себе заснуть, это лишь усугубляет ситуацию, убежден психолог Александр Мымрин.

Нейробиологи из США и Китая объявили, что нашли новый способ избавляться от нежелательных воспоминаний и последствий психологических травм. По их мнению, после неприятной ситуации следует на некоторое время воздержаться от сна, чтобы преодолеть последствия стресса в сознании. Как отмечают ученые, негативные события, произошедшие незадолго до сна, «застревают» в памяти особенно крепко. Вывод: не ложитесь спать злым или грустным.

Мнением о том, почему не стоит следовать этой рекомендации, с «Росбалтом» поделился психолог, психотерапевт, директор Школы современных психотехнологий Александр Мымрин.

— Александр Валерьевич, воздержание от сна действительно помогает справиться со стрессом?

— Пока человек не спит, находится в сознании, теоретически есть возможность преодолеть психологическую травму самостоятельно. Когда мы бодрствуем, недавние негативные воспоминания удерживаются в нашей оперативной памяти. А значит, можно как-то отреагировать на стресс и его последствия, предпринять какие-то позитивные действия, здраво осмыслить случившееся и таким образом купировать душевную боль. Человек может поплакать, порисовать, позлиться, выругаться в сердцах, заняться спортом.

Но вся беда в том, что ничем из перечисленного он воспользоваться не в силах — пока не произойдет «перезагрузка» его психики.

Человек, который только что пережил сильный шок, стресс — например, ДТП, утрату кого-то из близких, увольнение с работы — и все еще находится во встревоженном, травмирующем, переживательном состоянии, неспособен ничего с собой поделать по определению. Зачастую он не может даже обратиться за помощью к окружающим, поскольку морально парализован. Он в ступоре. А как только уснет, вся информация о прожитом дне, и плохая и хорошая, сразу перекочует из «оперативки» в долговременную память.

— А почему после сильного стресса мы впадаем в ступор?

— Потому что переживания захватывают нас целиком и полностью. Мысль одна: как-то от них избавиться. Вряд ли тут поможет искусственное удержание себя в состоянии бодрствования.

— Так что же делать? Все-таки засыпать?

— И чем скорее, тем лучше. Сон целительно подействует на вашу психологическую травму.

Почему? Все наши переживания прорываются из подсознания наружу в виде сновидений. Кошмары — это, по сути, прорыв травмирующих воспоминаний в сферу сознания. Мы просыпаемся — и вспоминаем, осознаем, что в нашей жизни произошло что-то ужасное.

Сновидение — защитная реакция организма. Природа сделала так, чтобы во время сна травма в человеческой психике дошла до своего логического завершения, пусть в символической, парадоксальной, причудливой, загадочной, гротескной и даже абсурдной форме. Мы тут как бы отыгрываем все назад. Отсюда и вывод, что сон — необходимое условие для психологического выздоровления человека. Стресс во время него разрешается через кошмар. Вот в чем лечебная сила сна, и вот почему психоаналитики говорят, что если человек не видит снов, это плохо.

— Получается, совет воздержаться от сна после стресса — вредный?

— Да, потому что любое вмешательство в человеческую природу искусственными средствами, как говорится, чревато последствиями. Другое дело, что после кошмаров, увиденных в сновидении, вы можете начать беспокоиться и переживать по поводу их толкований. То есть кошмар во сне может стать вторичной психотравмой. И не исключено, что понадобится специалист, психоаналитик, который предложит вам ряд удобных интерпретаций, толкований сна, а они уже позволят убрать и эту тревогу.

Если человек на самом деле хочет спать, но не дает себе уснуть, это только усугубляет ситуацию. Ведь мозг тратит на борьбу со сном дополнительную психическую энергию, которая нужна для «лечения» самой психотравмы. Получается, что мы обедняем сами себя.

— То есть пословицы «Утро вечера мудренее» и «С бедой надо переспать ночь» появились неспроста…

— Именно. Когда ты просыпаешься утром, степень вчерашних переживаний уже снижена, потому что часть ее отыграна в сновидениях — в этих ночных баталиях с кошмарами и образами, всплывающими из подсознания. Ты видишь ту же самую проблему совершенно в другом свете.

— Значит, сон — лекарство в любой ситуации?

— Конечно. Природа мудрее нас. Раз она предусмотрела для человека возможность спать, значит это необходимо, и внедряться сюда, пусть даже с какими-то нанотехнологиями и суперпривлекательными идеями, не следует.

— А если все же не спится? Крутятся в голове переживания, мысли одолевают…

— Не стоит принимать снотворное. Лучше сконцентрироваться на самой сути переживания, или причине того, что его породило.

Приведу пример из жизни Моцарта. В его доме, за стенкой, мама заставляла девочку играть гаммы. Однажды девочка не доиграла очередную гамму и ушла спать. А Моцарт ворочался в постели и никак не мог уснуть. Наконец, уже глубокой ночью, он встал, подошел к роялю, открыл крышку и доиграл эту мелодию до конца. Затем закрыл инструмент, лег в кровать и тут же заснул.

Суть в том, что незавершенное действие, которое вас беспокоит, удерживает сознание в напряжении. Любая энергия требует выхода. Нужно завершить дело, поставить точку. Например, позвонить близкому другу, старшему и уважаемому родственнику, поделиться этим переживанием и получить какой-то практический житейский совет. Тогда вам будет ясно, что делать завтра и как вообще решить ситуацию. И вы уснете. А утром все будет иначе.

Беседовал Владимир Воскресенский