Posted 18 декабря 2016,, 18:40

Published 18 декабря 2016,, 18:40

Modified 31 марта, 00:50

Updated 31 марта, 00:50

Рождество с Севера на Юг, или Праздник к нам приходит

18 декабря 2016, 18:40
В Европе наступило время вертепов, а в Италии эту традицию ввел Франциск Ассизский.

В декабре европейские города преображаются: праздничная иллюминация, веселые рынки, витрины сплошь в благообразных белобородых старичках в красных шапках(Деды Морозы и Санта Клаусы), суета в магазинах. Если бы можно было отставить все дела и совершить большое рождественское путешествие, чтобы увидеть элегантно укутанные в святящиеся сети деревья на Елисейских полях Парижа, выпить горячего вина на рынке «Жандарменмаркт» в Берлине, покружиться на каруселях в Вене, сьесть горячий тренндлик под огромной новогодней елью на Старомястской площади в Праге, покататься на большом катке на Красной площади в Москве и вспомнить детство у cказочно красивых витрин магазина игрушек Hamleys в Лондоне...

Европейские столицы как будто соревнуются друг с другом, где встретят Рождество и Новый год веселее и роскошнее. Как будто от этого зависит, насколько счастливыми будут следующие 12 месяцев.

Интересно, что в Северной Европе особенно любят рынки, которые открываются за четыре недели до Рождества. Здесь каждый вечер полно людей, которые покупают подарки, выпивают с друзьями грог или пунш, едят горячие сосиски или вкусные кренделя. В каждой стране, каждом городе свой специалитет. (Кстати, почему-то в Петербурге на новогодних ярмарках продают совсем не местную горячую кукурузу).

Зато в Южной Европе бросается в глаза еще одна примета декабря — инсталяции, изображающие сцену рождения младенца Христа. Их устраивают не только во всех церквях и соборах, но часто и на улицах тоже. Многие конструируют такие рождественские сценки дома. Это не сложно, потому что как елочные игрушки, фигурки людей и животных, домики и деревья продают на новогодних базарах и супермаркетах.

В Италии их называют presepe (презепе), в Испании — белен, в России — вертеп. Немного странно, что в русском языке у этого слова есть некоторый негативный оттенок. Но дело в том, что в средневековой Европе вертепом называли уличные театры и балаганы, а православная Русь уже тогда не слишком одобряла лицидейство. К тому же еще раньше словом вертеп обозначали укрытиие, пещеру. Так что тайное место, где собирались и прятали награбленное лихие люди называли разбойничий вертеп…

Так ведь и сын Марии родился в пещере, то есть в вертепе. Зато кормушка для скота, в которую положили младенца, по славянски — ясли. Понятно теперь откуда взялось название детского учереждения для самых маленьких в Советском Союзе?

Но так или иначе это очень трогательная традиция. Например, в Италии presepe бывают очень разные: маленькие, чтобы разместить на столе, и большие с фигурами в человеческий рост, статичные или механические, или даже с живыми животными. Сюжет, участники и место действия строго определены — пещера или хлев, животные (овечки, бычок, ослик), ясли. Обязательно должны быть фигурки младенеца Исуса (Jesy), его матери Марии, ее мужа плотника Иосифа (Gusepe), волшебников-королей Мелхиора, Гаспара и Балтазара (у нас волхвы), которые принесли в дар царские дары — золото, ладан и мирр. И обязательно ангел.

Фоном должно быть ночное небо с падающей звездой. Кстати, presepe ставят в начале декабря, а вот фигура младенца появляется в яслях только 25-го. А фигуры королей — 6 января.

В этот день дети снова получают подарки, точнее — сласти, если они себя хорошо вели, и угольки, если плохо. В Италии их раздает ведьма Епифания, похожая на нашу Бабу-Ягу. В Испании в день прихода «королей» устраивают грандизное шествие, в котором участвуют даже верблюды.

Чтобы почувствовать атмосферу Рождества, стоит приехать в небольшой город Губбио, что в итальянской провинции Умбрия. Во-первых, само по себе это изумительное место. Город опоясывает высокую зеленую гору, на которой возвышается монастырь святого Убальдо.

Рассказывают, что благодаря такому местоположению это поселение первым на итальянском «сапоге» отстроилось после Вселенского потопа. Губбио — один из тех европейских городов, который кажется готовой декорацией к фильму об эпохе Возрождения. Недаром режиссер Франко Дзефирелли часть сцен «Ромео и Джульеты» снимал именно здесь. Уж больно хороша эта летящая над обрывом площадь, которую обрамляют великолепные здания. Легко представляешь себе шествие семейств Монтекки и Капулетти под торжественный и тревожный марш из балета Прокофьева.

Во-вторых, вечером здесь зажигается самая большая новогодняя елка Европы. Она выложена на горе разноцветными фонариками и увенчана путеводной звездой с хвостом кометы. Этот сияющий силуэт виден издалека с автострады и просто-таки призывает свернуть в Губбио.

Чтобы туристы и местные жители не утомились, взбираясь по крутым улицам, отдавая дань достопримечательностям города, здесь сделаны лифты. А чтобы не проголодались — открыты десятки тратторий, ресторанчиков и закусочных. Еще в Губбио на каждом шагу — лавки с очень выразительной умбрийской керамикой. Просто глаз не оторвать.

Декабрьские дни в Италии короткие. Уже к шести часам в Губбио смеркается, в воздухе потягивает дымком из каминных труб. Розовые закатные полосы ложатся на стены домов, на берега речки, которая рассекая город, удаляется куда-то в горы.

Вдруг на берегу замечаешь пастуха с барашками и лодку с рыбаками и не сразу понимаешь в сумерках, что это не живые люди, а искусственные фигуры. А потом, углубившись в один из городских кварталов, вдруг попадаешь в… Вифлием времен царя Ирода. Тебя окружают фигуры в человеческий рост, в палестинских одеждах. У дверей лавок стоят ремесленники, торговцы продают фрукты и пряности, прачки стирают белье. На веревках, натянутых над узкой улочкой, сушатся крашенная пряжа и кожа…

Плутая по переулкам, обязательно придешь к постоялому двору, где во дворе укрывается святое семейство.

Конечно, это не высокохудожественные восковые фигуры Музея мадам Тюссо. Но в антураже каменных домов, тяжелых ворот, башен все выглядит довольно интересно. И как раз живые люди с фотоаппаратами и смартфонами кажутся инородными в этих декорациях.

Не случайно, что такая внушительная инсталляция каждый год делается в Умбрии. Ведь эта провинция — родина Франциска Ассизского, святого покровителя Италии, основателя ордена францисканцев.

Именно в Умбрии, в маленьком городке Греччио Франциск устроил первый в Италии, а может и в Европе, presepe. В 1220 году он вернулся из паломничества в Палестину и так был впечатлен увиденным, что решил обратиться с проповедью к своим последователям из пещеры, где воссоздал сцену рождения Иисуса.

Умбрийские холмы и леса показались ему похожими на окрестности Вифлиема. Возможно, в XIII веке так и было, но те, кто бывал в Вифлееме сейчас, вряд ли узнают в роскошных пейзажах Умбрии пустынные арабские земли.

В общем, с этого началась в Италии традиция рождественских вертепов. Со времен Франциска presepe, конечно, изменились. В XVIII веке они переместились из церквей в частные дома. Особнно преуспели в этом процессе ревностные католики Неаполя.

Там богатые семьи соревновались друг с другом в пышности и богатстве вертепов. Фигуры одевали в одежды из бархата и шелка, украшали настоящими драгоценностями. Чтобы было на чем разгуляться, расширили место действия — избражали целый город с окрестными деревнями.

Гораздо больше стало персонажей. Тут тебе и два пастуха Беннино и Бенито, которым ангел во сне объявил о пришествии сына божьего. И Бахус (как символ Евхаристии) и рыбак в память об апостоле Петре, гадалка в яркой юбке, которая предвидит будущие муки маленького Иисуса, и даже публичная женщина, сидящая у дверей остерии, наверное, как напоминание о Марии Магдалине.

Кстати, там еще было 12 персонажей, символизирующих месяца года, почти как в русской сказке Морозко. Только у итальянцев эти двенадцать торговцев: Январь, к примеру, продает мясо, а Июнь — хлеб…

Делали презепе из керамики, гипса или папье-маше. Сейчас — все больше из пластика.

В Неаполе есть улица Gregorio Armeno, сплошь состоящая из магазинчиков и мастерских, где изготавливают presepe. Можно купить вертеп в несколько этажей и сотни разных персонажей. Ими торгуют круглый год.

Там вообще любят запечатлевать современность в традиционных формах. Вот и стоят на витрине рядом с Девой Марией тенор Паваротти или футболист Игуаин. Правда после того, как Игуаин перешел из команды Napoli в «Ювентус», темпераментные наполитанцы его прокляли и снабдили статуэтку подписью «предатель».

В январе рождественские вертепы разберут, с площадей исчезнут ели, погаснет иллюминация, но пока праздники только начинаются. И впереди самое веселое время в году.

Buon Natale! Счастливого Рождества!

Наталия Сергеева

Если хотите узнать больше — читайте inlovewithtoscana.com