Posted 27 марта 2017,, 20:59

Published 27 марта 2017,, 20:59

Modified 31 января, 14:34

Updated 31 января, 14:34

«Мата Хари»: Глянцевая упаковка женской судьбы

27 марта 2017, 20:59
Людмила Семенова
Некоторым зрителям показалось странным, что в год 100-летия Октябрьской революции Первый канал запустил проект о шпионке из Нидерландов.

Некоторым зрителям показалось странным, что в год столетия Октябрьской революции 1917 года Первый канал запустил разрекламированный и, без сомнения, дорогостоящий проект об уроженке Нидерландов, занимавшейся шпионажем в пользу Германии и казненной по приговору французского суда. Ей, к слову сказать, и так уже посвящено несметное множество книг, фильмов и мюзиклов.

Да, это сериал «Мата Хари», плод труда международной команды: американский режиссер Деннис Берри, закатившиеся звезды Голливуда и французского кино — Рутгер Хауэр, Кристофер Ламберт, Жерар Депардье, а также самые востребованные российские актеры — Ксения Раппопорт, Алексей Гуськов, Максим Матвеев, Светлана Ходченкова.

Главную же роль сыграла француженка Ваина Джоканте — в отличие от самой Мата Хари настоящая танцовщица, а в прошлом артистка балета Ролана Пети в Марсельской опере.

Телесериал снимали в России, на Украине и в Португалии. Премьерные показы состоялись на португальском телевидении и в Каннах (Франция).

Почему был выбран такой спорный персонаж, лично мне не кажется странным — истории свойственно множество мистификаций, загадок и легенд, без этого она была бы совсем сухой и пресной наукой.

А героиня этого сериала и в самом деле человек-легенда, только не в том смысле, в каком мы привыкли понимать это выражение. Она не прославилась ни подвигами, ни талантами, была дилетанткой в танце и завоевывала публику не столько техникой, сколько откровенностью, а важность ее шпионской деятельности сейчас называют сильно преувеличенной. Даже ее богатство было весьма нестабильным, благодаря любви к азартным играм.

Но благодаря умению создавать вокруг себя ореол загадочности за счет небылиц о самой себе, любовных приключений, вызывающего поведения, а также условий эпохи — в наше время, с совсем иными масштабами как шпионажа и эротических танцев, ее бы никто и не заметил, — имя «Мата Хари», то есть «солнце» или «глаз дня» в переводе с малайского, знают все.

Имя Маргарета Гертруда Зелле куда менее известно. Так же, как и все ценители женской привлекательности знают имя Мэрилин Монро, а не Норма Джин Бэйкер. Обеих этих женщин, несмотря на весь их скоротечный блеск, стоит пожалеть за то, что они подменили иллюзорной жизнью настоящую, которая, очевидно, была не слишком интересной и комфортной.

Создатели сериала очень метко сравнили жизнь Мата Хари с бабочкой — красивое, невесомо легкое существо, живущее не более суток, которое так легко раздавить. Вот так и героиня фильма на лету попала в жернова своей эпохи, и тем она и знаменита. Пусть даже на экране она несколько идеализирована, и не все соответствует ее реальной биографии.

На протяжении нескольких серий жизнь Маргареты — несчастливый брак, разлука с дочерью, попытка самоубийства, поиски заработка и пристанища, стремительный взлет, так и не давший счастья и душевного равновесия, — напоминала мне о словах героя А. Куприна в знаменитом его произведении «Гранатовый браслет». Они кажутся прямо-таки провидческими:

«Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. Это будет месть. Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия».

Это ли не мечта всех феминисток, которые изначально руководствовались вполне понятными целями: дать женщине право на образование, карьеру, выбор спутника жизни, место в семье в качестве полноправного члена, а не разновидности кухонной утвари, достойную медицинскую помощь, особенно при рождении детей. Но втайне они, конечно же, мечтали именно о мести.

И в какой-то степени прогноз героя Куприна оправдался. Только вот ведь парадокс: феминистки нового поколения упирают на то, что внешняя красота не главное, и борются за право выглядеть некрасиво и неряшливо, а на деле покоряют мужчин те дамы, которые украшают и холят себя, и именно на это выкачивают из них денежные ресурсы и нервы.

Мата Хари, которую мы видим в сериале, именно из таких — позже она сама признается, что боролась не столько за право вернуть себе дочь, сколько за возможность отомстить. И в конечном счете проиграла: дочь отвергает ее, ибо она воспитана монашками, которые так зациклены на мифической борьбе Света с Тьмой, что с ними не договориться даже с помощью денег. Месть мужу тоже сомнительна: он как раз до некоторой степени обрел покой и стал похожим на человека.

Да и вообще: посыл фильма вроде бы в том, что девушка, вышедшая замуж за явно нелюбимого человека, похоронившая сына, потерявшая дочь, испытавшая телесные и моральные истязания, начинает использовать свою красоту и сексуальность как орудие, чтобы попирать тех, кто попирал ее. Так мы должны его видеть. Но что мы видим на самом деле?

А на деле вся судьба Мата Хари как зависела, так и зависит от мужчин, чуть ли не каждый ее шаг — и неважно, от похоти и властности, как в случае с мужем и графом Кастелло, от искренней влюбленности (Габриэль) или от человеческой порядочности (месье Малье и Сайрус). Захотят они тебе добра — и ты преуспеешь, захотят раздавить — раздавят. И даже те, кого сейчас ты вроде бы покорила своей красотой, завтра могут легко тебя бросить ради еще более красивой и молодой. Так у кого над кем власть?

И ведь не скажешь, что это удел всех ее современниц, — у многих дам в этом сериале с самооценкой все хорошо, как у любовниц МакЛеода, как у агента Шрагмюллер или Лидии Киреевской. Значит, дело не только или не столько в эпохе, сколько в умении в ней жить и в своих ресурсах.

Две последние, к слову, сыграны отечественными артистками. Ксения Раппопорт прекрасна, но она, по-моему, никогда и не была иной. А вот Виктория Исакова в амплуа злодейки-нимфоманки вызывает раздражение: поджатый рот, блуждающие глаза и в целом на лице у нее слишком уж жирно написано «ах, я такая тварь...».

Другие актеры, — Гуськов, Матвеев, Петров, — в принципе, играют добросовестно, только Ходченковой уже трудно играть кого-то кроме себя самой — слишком она примелькалась.

Жаль, что зарубежные ветераны не показали ничего особенного, в частности Депардье, но это и понятно, — роль у него издевательски мала.

Но на первый план выходит, что уж лукавить, не игра и диалоги, а визуальный ряд — костюмы, хореография, интерьеры, натурные съемки, замечательная музыка Алексея Айги.

Это сглаживает недостатки, к которым стоит отнести некоторую затянутость и монотонность сюжета и то, что никому из героев как-то не хочется сопереживать. Сцены, когда муж насилует Маргарету, больше вызывают желание выключить сериал, а не сочувствие жертве, — лучше было бы оставить это за кадром.

Что примечательно: исполнительница главной роли не является классической красавицей, она ближе к «обычным женщинам», о чем так грезят нынешние феминистки. Но шарма в ней гораздо больше, чем в той же Ходченковой или какой-нибудь фотомодели.

Вкупе с экзотическими танцами это впечатляет и — внезапно — вызывает грусть по тем временам, когда до появления порносайтов, бодипозитива и рекламы средств гигиены сила женственности действительно была загадочной и волнующей.

Людмила Семенова