Posted 24 апреля 2017,, 15:45

Published 24 апреля 2017,, 15:45

Modified 31 января, 14:59

Updated 31 января, 14:59

Мумифицированные звезды

24 апреля 2017, 15:45
Людмила Семенова
На Первом канале фильм «Мумия» предварил юбилейный концерт балета «Тодес».

В минувшее воскресенье Первый канал случайно или умышленно совершил очень остроумный ход. Скорее, конечно, случайно: во-первых, потому, что на юмор он в последние годы стал крайне беден, во-вторых, этот ход вполне в стиле и духе его концепции, направленной на то, чтобы набивать сетку в лучшее время выходного дня мусором неизвестно какой свежести.

Но если составители сетки знали что делали, это может означать, что и в юморе, и в перспективе дальнейшего развития нашего телевидения еще не все потеряно. А именно — с 14.45 по 17.05 на Первом транслировался фильм «Мумия», снятый в 1999 году и затрагивающий события давности 36 веков и 1923 года прошлого века.

А сразу после этого канал запустил праздничное шоу в честь юбилея балета «Тодес» с участием… кого бы вы думали? Верно! Тех, кто последние свои хорошие и интересные песни спел тогда же, когда была произведена «Мумия», и своим внешним видом, замученным бесконечной пластикой и ботоксом, а также затертым прессой и телешоу, напоминает людей, много времени пролежавших в криокамере.

Открыл концерт король российской эстрады Филипп Киркоров, за ним последовали Кристина Орбакайте, Игорь Николаев, пара Подольская и Пресняков, Валерия, Александр Буйнов, Жасмин, Надежда Бабкина, Лолита Милявская.

Абсурд заключается в том, что некоторые из них из-за некой оптической иллюзии еще кажутся «новым поколением», вроде той же Жасмин. Но это если не вспоминать о сухих цифрах.

Сложно судить, какова обстановка на их сольных концертах в залах, — все-таки для этого нужно там побывать, а не судить по чужим словам, что большинство этих «звезд» поет под фонограмму. Хотя на правду это похоже.

Во-первых, зачем им напрягаться, когда основным заработком давно стали корпоративы, телевидение и серьезный бизнес, в котором заняты многие медийные лица? Не ради зрителей же — согласитесь, вряд ли хоть кто-то сейчас серьезно воспримет подобную версию…

И во-вторых: сложно поверить в то, что голос может сохранить без изменений то молодое и свежее звучание, какое аудитория слышала от них двадцать лет назад. Голос тоже подвержен физиологической «коррозии», связанной и со старением организма, и с образом жизни. И если бы зрители слышали тех же артистов, но с сегодняшним тембром и новыми песнями (не в смысле давности, а в смысле развития и соответствия новому состоянию), они, возможно, не вызывали бы такого раздражения.

А главное, что бы им стоило для этого сделать, — не кочевать без конца из одного такого штампованного шоу в другое, не заполнять собой пространство всех «Голубых огоньков» и «Золотых граммофонов». В конце концов, есть же музыкальные каналы, в том числе — ретро, которые бывает очень приятно слушать…

Но если говорить именно о телевизионном концерте, тут приходится констатировать: ничего похожего на творческое развитие там и близко нет. Яркие, кричащие декорации, немыслимые и явно дорогие костюмы, эффектные танцы, — это все есть, а вот души в исполнителях не больше, чем в пресловутой мумии.

Телезрители увидели фигуры, которые сосредоточены на чем угодно, только не на пении. Одна звезда размышляет об очередной костюмированной фотосессии со своими детьми, другая — о том, как хочется поскорее в отпуск в Майами, третья — о том, сколько народу посмотрело в Instagram фото с ее дня рождения.

Да, быть может, им и удается по-прежнему собирать залы на своих «сольниках». Только из кого преимущественно состоит такая аудитория? Из тех, чья молодость пришлась как раз на творческий расцвет этих артистов, и для таких слушателей эти имена, их стабильный (читай: застоявшийся) репертуар, не меняющиеся из года в год лица и голоса, — напоминание о лучших годах, иллюзия замедления неумолимого бега времени.

Для многих поклонников российской эстрады такие концерты — это возможность ненадолго забыть о проблемах текущего дня — работе, ипотеке, домашнем хозяйстве, трениях с домочадцами — и подумать, что тебе снова двадцать. Поэтому кто знает, может быть, такие шоу и нужны. Но не в подобном же количестве, и главное — без всякой альтернативы.

Между прочим, в 1990-е годы, которые принято считать временем глубокого творческого кризиса в стране, ярких имен и песен на эстраде было гораздо больше. Да, многие из них быстро погасли и давно забыты, но они блеснули хотя бы ненадолго. Сейчас это никому не удается — были надежды на финалистов «Голоса», но где они теперь?

А в то время, когда не было Интернета, но зато были свежие хит-парады по телевидению, по-настоящему интересная «Утренняя почта», альбомы, выходившие на аудиокассетах и становящиеся событием для фанатов, и сборники «Союза», которые по сей день у кого-то бережно хранятся, — и эти исполнители вызывали совсем иные чувства.

Да, наша эстрада и тогда уступала в качестве западной, и не тянула на мировой масштаб, но она радовала. И большое количество ремейков, упоминание о которых так раздражает Филиппа Киркорова, было скорее благом — оно хотя бы немного приближало российскую поп-музыку к мировым тенденциям, не оставляя ее вариться бесконечно в своем соку.

Да, эстетам и поклонникам Далиды, может быть, и тогда категорически не нравилась перепетая Киркоровым в 1998 году Salma ya salama, которую он превратил в «Салма, ты самая». Но простого российского зрителя, вечно тоскующего по солнечному свету и теплому песку, наверняка брало за душу наше толкование этой песни:

И если дует ветер,
И если солнце светит,
Глядя на тебя, пойму,
Что так прекрасно жить на свете!

Но зачем обманывать себя, что это было еще вчера? Это было замечательно, душевно и, что уж скрывать, — талантливо. Образ лихого южного парня в джинсах шел Филиппу куда больше, чем нынешняя маскарадная помпезность. Но это было давно. А сейчас — кто назовет новые песни Киркорова, Орбакайте или Николаева, не заглядывая в Интернет?

Кстати, это относится не только к возрастным исполнителям, но и к более молодым, вроде Юлии Ковальчук и ее супруга Алексея Чумакова, — они знамениты в основном участием в различных телепроектах и по светской хронике.

При этом к самим юбилярам — балету «Тодес» и Алле Духовой — никаких претензий быть не может. Они, без сомнения, прекрасные профессионалы, не замешаны ни в каких скандальных и нечистых историях и работают на совесть — как в собственных номерах, так и в сопровождении вокалистов. Возможно, они как раз успевают за временем и обновляют свой репертуар. Но кто же это заметит и запомнит за такими именами и фигурами? С таким же успехом это мог быть день ВДВ или 8 марта…

Так что, эстрадным «шедеврам», как и людям, их исполняющим, лучше взрослеть и достойно к этому относиться, чем старательно притворяться молодым, преподнося творческий застой как вечную классику. Хотя никто не говорит, что это легко, а поп-звезды — такие же люди, как мы, и им не чужды такие же естественные переживания и страхи…

Людмила Семенова