Posted 28 апреля 2017,, 15:34

Published 28 апреля 2017,, 15:34

Modified 31 января, 15:03

Updated 31 января, 15:03

Автоматизированная фабрика грез

28 апреля 2017, 15:34
Людмила Семенова
Сериал «Оптимисты» переносит зрителя в небывалое советское прошлое с механическими героями.

Можно долго рассуждать о том, почему российские производители сериалов так любят тему ретро (а если точнее — эпоху послевоенного СССР с «оттепелью», поэтами и космосом). Это касается как вымышленных историй, так и всевозможных «байопиков».

Если нужны интриги, тайны, конфликты, характеры, обращаются именно туда, а не в современность, которой выделяют место только в бандитских-ментовских сагах и мелодрамах, выглядящих плохими копиями латиноамериканской продукции. Ничего иного — гражданской активности, науки, творчества, каких-то новых идей, — в нашей жизни, на их взгляд, не происходит, только криминал и семейные разборки. И увы, отчасти это соответствует истине.

Недавняя премьера фильма «Время первых» наглядно это иллюстрирует на фоне отчаянного положения, в котором сейчас пребывает российская космонавтика. Как будто люди совсем не имеют жизни настоящей, сиюминутной, и подменяют ее суррогатом из затейливых картинок, которые, стоит отдать должное, иногда получаются удачными. Достойный пример тому — сериал «Оптимисты» на канале «Россия».

Это — история о советских дипломатах 1960-х годов прошлого века, их карьерных и личных проблемах, на фоне политических интриг. Она рассказывается в жанре, близком «альтернативной истории», так как герои оказываются непосредственными участниками реальных событий.

Режиссером сериала является Алексей Попогребский, но его стилистика совсем нетипична для этого мастера. И похоже на то, что ведущую роль в концепции играла продюсерская команда, состоящая из Валерия Тодоровского — автора «Стиляг» и «Оттепели», и Антона Златопольского, приложившего руку к созданию таких громких проектов, как «Легенда №17», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», «Жизнь и судьба», «Анна Каренина».

Если Попогребскому свойственны аутентичные образы и бледноватая, ничем не приукрашенная картинка, как это было в фильмах «Простые вещи» и «Как я провел этим летом», то данный сериал снят в чрезвычайно красочной манере и содержит очень много словесной шелухи, что ближе как раз продукции типа «Стиляг».

Персонажей очень много, диалогов — тоже, и даже на самый беглый взгляд именно эти диалоги и составляют основную долю содержания. Но поскольку почти все актеры — а в сериале заняты Владимир Вдовиченков, Анатолий Белый, Юрий Кузнецов, Андрей Смирнов, Максим Виторган, Виктория Исакова, Евгения Брик, — произносят свои реплики в убаюкивающей интонации, вдуматься в их суть не получается, равно как и проникнуться к персонажу хоть каким-то чувством.

Что же в этом сериале действительно интересно — это визуальный ряд, а в особенности — цветовая палитра. Есть такой голливудский фильм «Степфордские жены», снятый в 1975 году, а в 2004-м вышел его ремейк. В картине фигурировал очаровательный городок с домиками-игрушками, идиллическими пейзажами и героинями, похожими на декоративных куколок, а по сути — механическими роботами. От изобилия и насыщенности красок на экране просто рябит в глазах.

И вот в сериале «Оптимисты» демонстрируется похожий калейдоскоп. Яркие, даже эпатажные для данной эпохи платья, интерьеры, обилие света, игра на контрастах: строгие фигуры дипломатов на безупречно белом фоне, и такая же яркость в речах — наподобие стихов о «белом купальнике с красной каемочкой». Особенно впечатляет ярко-голубой наряд героини Каролины Грушки в сочетании с насыщенно рыжим, почти красным цветом волос.

Но как бы это ни было красиво, долго удержать зрителя у экрана создателям сериала вряд ли удастся, потому что кроме впечатляющей картинки «Оптимисты», собственно, ничего интересного предложить не могут — ни захватывающей игры, ни неожиданных поворотов сюжета, ни по-настоящему драматичных диалогов, ни даже юмора.

Все, что должно звучать остро и напряженно, — объяснение главного героя с любимой, его разговор с бывшим заключенным («За что сидел? — Как все»), или монолог персонажа, не желающего покидать родину ради заграничных благ, — на деле все это вышло таким же пустым и автоматическим, как нутро тех самых степфордских красоток.

И создается впечатление, что главной целью сериала было показать, что советская действительность не была окрашена в одни только оттенки серого. Хорошо еще, что здесь главных героев не оттеняют постоянно мельтешащие на общем плане жуткие фигуры «простых советских обывателей» в робах тюремного вида и со злобными лицами, как это было в «Стилягах».

И в довершение всего очень навредил премьере сам канал «Россия», который стал показывать несколько серий одним махом за вечер. Такой ритм убивает всякую возможность вдуматься и превращает весь сериал в сплошной безвредный, но пустой звуковой фон для тех, кому не спится. Если канал просто торопится показать все намеченное до окончания телесезона, становится грустно: значит, такая же судьба может ждать менее проходные и более интересные проекты, которые гораздо приятнее смотреть в размеренном темпе.

Людмила Семенова