Почему сериал о тамплиерах нужен российскому телезрителю

История, особенно красиво рассказанная, способна многому научить и защитить от фатальных ошибок.


© Стоп-кадр из сериала «Падение ордена»

Историко-приключенческий телесериал «Падение ордена», который мы увидим этой зимой на телеканале ViP Premiere, словно призван рассказать, на чем держатся идеалы архаического общества и чего в нем стоит авторитет. А российской аудитории не помешает вспомнить о движении истории по спирали и взять на заметку крах легендарного рыцарского объединения как результат общественного мышления, основанного на догмах и псевдоморали, а не здравом смысле и собственной интуиции. Следует насторожиться и тем, кто сейчас в нашем социуме пользуется авторитетом, если ведомой толпе свойственно так легко свергать кумиров.

Сериал, во многом основанный на исследованиях американского писателя и журналиста Дэна Джонса, повествует об уникальных для своего времени персонажах — воинах-храмовниках, которые также стали родоначальниками капитализма, логистики, финансовых переводов и вообще, наверное, опережали в культурном развитии свою эпоху и окружение.

Основателями ордена тамплиеров, по иронии судьбы, были истинно верующие люди — дворяне Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Они отказались от своих владений, пожелали жить в строгости и аскетизме. Их поддержали король Балдуин I Иерусалимский со своими приближенными и патриарх с прелатами, обеспечив землей, а взамен поставив рыцарям задачу «защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов».

При столь благой изначальной цели и большом вкладе в благополучие людей — на Востоке и Западе тамплиеры помогали строить замки и храмы, мостить дороги, устраивали на перекрестках пристанища для путников, не взимали пошлину за передвижение по своим дорогам, кормили нищих, что особенно важно было в голодные годы, — рыцари, конечно, не были ангелами.

За ними числились и массовые убийства мусульман в начале Четвертого Крестового похода в 1119 году, и бои с другими рыцарями — госпитальерами и тевтонцами, отличавшиеся жестокостью и беспощадностью, а также и разгромные поражения, в частности в 1244 году. Но это было неотъемлемой частью воинской деятельности, которая ни для кого не являлась секретом. На них ополчились за другое.

Король Франции Филипп IV, столкнувшись с серьезными экономическими проблемами и не находя адекватного решения, обратил внимание на богатство и влиятельность тамплиеров (орден на тот момент обосновался в Париже). Деньги, разумеется, решают многое, но похоже, что в данном случае сыграло роль и раздражение против социальной активности и незаурядных умов в рядах храмовников.

В сериале «Падение ордена» все усугубляется еще и любовной связью предводителя Лэндри с королевой Жанной, супругой монарха (исторических доказательств этому нет, но создатели сериала, по словам Дэна Джонса, не стремились к скрупулезной достоверности и в первую очередь снимали красивую и динамичную историю).

А поскольку благополучие рыцарей напрямую зависело от Папы Римского, то следовало призвать на помощь религию как важный инструмент управления обществом. Церкви было за что не любить тамплиеров — они своим вкладом в развитие экономики нанесли ущерб ее монополии на ростовщичество. Также, несомненно, многих раздражало то, что они подчинялись только Папе Римскому и не платили церковных налогов.

Просто так присвоить богатства тамплиеров король не мог. Нужно было показать народу, что они не заслуживают своих привилегий. Для этого власть воспользовалась всеми возможными средствами — сбором компромата, включавшего сплетни и злословие изгнанных из ордена, распространение чудовищных пересудов, которые благодаря своей яркости и красноречию пропагандистов переходили из уст в уста со скоростью света.

Что же в итоге поставили рыцарям в вину? Надругательство над религией и моралью, богохульство, поклонение дьяволу и отрицание Христа, глумление над распятием, блуд, «мужеложство» и «скотоложство», язычество, культ Бафомета, подмешивание в пищу пепла от кремации умерших членов. Сейчас все это звучит как дикий бред (хотелось бы думать), но в то время о полновесных доказательствах и уликах не могло быть речи. Прошло много времени до тех пор, пока выяснилось, что фигура Бафомета была плодом фантазии инквизиторов и что Сатана никак не мог лично посещать тайные собрания ордена (а в обвинительном заключении фигурировало и это).

Однако оболганные тамплиеры подверглись реальным страшным пыткам, многие умерли от мучений, других сожгли на костре. Не везде преследование было таким же страшным, как во Франции, и многим удалось выжить: в Испании народ и знать встали на их защиту, а в Португалии местная власть в благодарность за былые заслуги помогла основать новый орден, сохранивший даже тамплиерские кресты.

Но то, что вообще был такой позорный процесс, что были уничтожены без вины защитники и реформаторы, что общество доверилось наговорам малограмотных свидетелей и безусловной воле короля и церкви, — это не только темное пятно в истории человечества, которых в Средневековье было особенно много. Это еще и урок будущим поколениям: следует помнить, что такое благодарность, различать настоящие ценности и ориентиры, думать самостоятельно, не оглядываясь на высшие авторитеты и силы, избегать влияния сплетен, ханжества и пропаганды. Нашему обществу это сейчас нужно как никогда.

Поэтому стоит порадоваться, что поучительный исторический сюжет в красивом обрамлении телесериала появится на российских экранах. Члены команды, работавшей над проектом, во время организованной компанией Viasat пресс-конференции пожелали зрителям приятного просмотра — и интереса к истории.

Показ сериала «Падение ордена» стартовал 8 декабря.

Людмила Семенова


Ранее на тему Последователи культа, прославляющего шумерских богов, воздвигнут «зиккурат» в Исландии

В Москве задержали мужчину, облившего фотографию на выставке Стерджеса