Posted 2 мая 2019,, 07:00

Published 2 мая 2019,, 07:00

Modified 31 января, 22:43

Updated 31 января, 22:43

«Да Винчи общался со своей картиной, как с живой»

2 мая 2019, 07:00
О жизни легендарной Моны Лизы и о самой интересной копии работы художника рассказала искусствовед и писатель Леония Берег.
2 мая исполняется 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи. Художник, инженер, архитектор, астроном, философ, анатом, математик, шахматист — это все об одном человеке. Его имя знают и помнят во всем мире. Леонардо да Винчи — ярчайший представитель эпохи Возрождения, признанный гений.

Искусствовед и писатель Леония Берег, много лет занимающаяся исследованием эпохи итальянского ренессанса 15-16 веков, рассказала о жизни и творчестве мастера.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, и с тех пор про него так много всего написано в мировой литературе, сняты десятки документальных и художественных фильмов, а теперь еще и в интернете огромное количество информации. Так неужели можно сказать о нем еще что-то новое?

— В чем-то вы правы — и творчество, и личная жизнь великого мастера изучены за пять веков, казалось бы, досконально, но при этом «белых пятен» остается еще немало, и для исследователей его жизни всегда найдется работа.

— Не могли бы вы «заретушировать» одно из таких «пятен», а именно касающееся его смерти. Говорят, что могилы Леонарда да Винчи не существует, это правда?

— Могила, конечно, существует, хотя и с определенной оговоркой… Но прежде мне хотелось бы вкратце напомнить вашим читателям о жизни Леонардо да Винчи во Франции. Как известно, в мае 1517 по приглашению короля Франциска I художник прибыл в Париж…

— В многочисленных источниках указана другая дата — 1516 год…

— Я полагаюсь на источники, которые видела лично. В подлиннике. Итак, в 1517 году король пригласил художника во Францию и выделил для его проживания и работы один из своих замков — Кло-Люсе, в окрестностях городка Амбуаз. Леонардо стал первым королевским художником, архитектором и инженером с пенсией в пять тысяч скуди.

Во Франции он рисовал мало, но много размышлял и изобретал, хотя уже с трудом передвигался без посторонней помощи. Можно сказать, что это был самый спокойный и самый обеспеченный период его жизни. Интересен такой факт: кардинал Луиджи Арагонский побывал у Леонардо в его французской мастерской. Описание визита было сделано секретарем кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсиньор посетил мессира Леонардо да Винчи, флорентийца — лучшего художника нашего времени. Нас встретил древний старик, который показал его превосходительству три картины: одну с флорентийской донной, писанной с натуры по желанию Джулиано ди Лоренцо де Медичи (это была „Джоконда“ — „Росбалт“), другую — Святого Иоанна Крестителя в молодости — и третью — Святую Анну с Марией и младенцем Христом. Все совершенны! Но от мастера, в связи с тем, что у него уже парализована правая рука, нельзя ожидать новых хороших работ».

— Похоже на приговор.

— Увы. Через полтора года Леонардо да Винчи не стало. Он скончался в возрасте 67 лет, кстати, через 16 суток после своего дня рождения.

— Существует легенда, что художник умер на руках Франциска I.

— Никем из современников этот факт не подтвержден, поэтому легенда о короле так и остается красивым мифом. На самом деле Леонардо да Винчи скончался в «компании» своего самого талантливого ученика Франческо Мелци и любимой Джоконды. Нет, конечно, не Лизы Герардини, а картины, которая последние годы жила в его комнате и с которой он разговаривал как с живой, как с членом своей семьи.

— Неужели великий художник в конце жизни «тронулся умом»?

— Нет, нет. Он общался с картиной, заботился о ней посредством кисти, прописывая пульсирующие сосуды модели, ее кожный покров… Леонардо и Джоконда продолжительный период совместной жизни не расставались. Они были уловимо схожи, как супруги, прожившие в браке много лет. Однако Леонардо в большей степени видел в Лизе Герардини свою дочь.

— Похороны величайшего человека своего времени наверняка были торжественными и пышными?

— Достоверных сведений о похоронах Леонардо да Винчи не существует, как и неизвестно о количестве людей, пришедших проститься с гением. Скорее всего, прощание прошло очень скромно, и он был похоронен согласно завещанию в часовне церкви Сен-Флоратен города Амбуаз.

— То есть разговоры об отсутствии могилы мастера — тоже не более, чем легенда?

— Могила, как я уже сказала, существует. На гранитной надгробной плите нет никаких эпитафий, никаких званий и даже периода жизни, а всего лишь имя, которое, как подразумевали создатели надгробия, знают все. И все же некая тайна имеет место, а именно — кто лежит под этой плитой?!

— Заинтриговали.

— Подтверждением факта захоронения была запись церковного регистра за 1519 год: «В галерее этой церкви похоронен господин Леонардо да Винчи, миланский дворянин, первый живописец, инженер и архитектор короля, государственный мастер механики и бывший живописец миланского герцога». Но в той часовне был похоронен не только Леонардо да Винчи. Она служила местом последнего земного пристанища для местной аристократии и в том числе особ королевского рода. Но в результате продолжительных гугенотских войн во второй половине XVI века часовня церкви Сен-Флоратен была разрушена. Бедняки из окрестных деревень «успешно» разоряли саркофаги, растаскивая могильные ценности. Не избежал печальной участи и Леонардо да Винчи.

— И кто же в таком случае лежит под плитой с надписью «Леонардо да Винчи»?

— В 1863 году благодаря энергичности французского критика Арсена Гуссе на месте бывшей часовни производились раскопки. Из перемешанных человеческих останков выбрали наугад кости и череп, более-менее соответствующие прижизненному описанию мастера. Удалось обнаружить и осколки надгробной плиты, где можно было с трудом прочесть: LEO, DUS, INC. Фрагменты складывались в имя — LEOnarDUS vINCius. В 1874 символические останки Леонардо да Винчи перенесли в часовню Сен-Юбер. Рядом с могилой на стене есть информация, в которой говорится о последних годах жизни мастера и перенесении «его костей» из часовни церкви Сен-Флоратен…

Я бы закрыла эту тему словами самого Леонардо, который за 30 лет до своего конца говорил: «Как плодотворный день даёт радостно спать, так хорошо использованная жизнь дает радостно умереть».

— Насколько мне известно, отправлена в печать ваша новая книга. Она о творчестве Леонардо да Винчи?

— Эта книга, над которой я работала десять лет, не только о Леонардо да Винчи. Это серьезное исследование творчества художников итальянской эпохи Возрождения. При этом две трети книги посвящены именно великому флорентийцу и в частности его самой знаменитой картине.

— Что ж, с удовольствием поговорим о Моне Лизе. И первый вопрос: почему в воспоминаниях секретаря кардинала Луиджи Арагонского портрет Лизы Герардини был написан якобы по желанию одного из правителей Флоренции — Джулиано де Медичи? Ведь известно, что портрет своей жены художнику заказал богатый торговец шелками Франческо дель Джокондо.

— Действительно, портрет заказал муж Лизы. Я бы хотела напомнить читателям, что, когда Лиза Герардини вышла замуж, ей было всего 15 лет, а мужу — 30. И она была третьей женой торговца. (В те годы смертность среди женщин при родах была очень высока). Но до замужества Лиза успела побывать возлюбленной того самого Джулиано де Медичи. И когда Франческо дель Джокондо отказался выкупить законченный портрет жены, работу художника оплатил Медичи.

— Интересно, почему Франческо дель Джокондо отказался от столь прекрасного портрета супруги, в котором были «воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи»? (Так говорил в 1550 году о «Моне Лизе» Джорджо Вазари, автор жизнеописаний итальянских художников).

— Пожалуй, главной причиной стала длинная дымчатая вуаль Лизы, ведь так изображали траурную вуаль. Франческо дель Джокондо, увидев любимую 25-летнюю супругу в траурной вуали, был не на шутку напуган. Лиза — вдова? Видеть это каждый день в своем доме, жить с этим изо дня в день? Ну, уж нет! Он — крепкий, амбициозный, удачливый. В его планы не входит умирать прежде жены.

Франческо намеревался видеть в своем доме за свои деньги совершенно иное, и он категорически потребовал от Леонардо убрать с портрета вдовью вуаль. На что художник недоуменно пожал плечами, ведь вуаль была хороша. Разъяренный Франческо едва мог контролировать себя, чтобы не выставить художника вон. Ни о каких дополнительных деньгах к авансу и речи быть не могло. Безапелляционный тон торговца шелками Леонардо воспринял как оскорбление, ибо под сомнение был поставлен не только его профессионализм, но и его чувство внутренней сущности модели. Он взял искру божию ее души, перенес на портретный лик… Леонардо уходил опустошенным, без слов прощания, унося портрет, бережно укутанный тканью.

— Что-то еще интересное из биографии самой знаменитой в мировом искусстве «фотомодели» можете рассказать?

— О ней известно очень много. Лиза родилась 15 июня 1479 года во Флоренции в семье синьора Антонмария ди Нольдо Герардини, владевшего в Тоскане шестью фермами в зоне Кьянти, на которых выращивали пшеницу, производили вино, отжимали оливковое масло, разводили скот. Лиза была первым ребенком. (Кстати, в июне ей исполняется 540 лет). Постепенно семья Герардини обросла детьми: у Лизы появились три брата и три сестры. Мать Лизы Лукреция, так же как и она сама, была третьей женой овдовевшего сеньора Герардини.

— А свои дети у Лизы были?

— За довольно продолжительную совместную жизнь с Франческо Лиза Герардини не только вырастила его сына от второго брака, но и родила в период между 1496 и 1507 годами пятерых продолжателей рода дель Джокондо. В 1538 году Франческо дель Джокондо в преклонном возрасте (74 года) умер от чумы, оставив жене в наследство приличное состояние. Вдовствующая Мона Лиза прожила после него четыре года на попечении старшего сына Пьеро, и умерла в возрасте 63 лет.

— Как известно, копий «Джоконды» во всем мире — великое множество. Выделяют ли искусствоведы из всех какую-то особенно?

— Да, конечно. В 2012 году испанские реставраторы обнаружили, что представленная в Национальном музее Прадо копия легендарной «Джоконды» была написана в одно время с оригиналом, одним из учеников великого живописца. О художественной ценности этой работы ничего не было известно, ибо первоначально предполагали, что это одна из многих копий «Джоконды», сделанная уже после смерти Леонардо. Кроме того, на картине из музея Прадо отсутствовал пейзажный фон. Однако во время реставрационных работ стало видно, что за слоями темной краски и лака скрыт пейзаж, который в точности повторяет живопись оригинальной работы. Тщательно исследуя картину, реставраторы установили, что ее автор, делал такие же исправления, как и сам Леонардо да Винчи на оригинале. Именно это дало право говорить о том, что копия была написана в одно время с оригиналом и, вероятнее всего, в одном помещении. По стилю, необычайно схожему с манерой письма Леонардо да Винчи, было сделано заключение, что работа выполнена учеником мастера Франческо Мелци, которого мы вспоминали в связи со смертью Леонардо.

— И все же эта копия чем-то отличается от оригинала?

— Во-первых, надо отметить, что копия находится в превосходном состоянии и на ней отчетливо видны некоторые детали, потерявшие первоначальный цвет в работе да Винчи. Хорошо видно, что фоновый пейзаж обладает более сочными тонами, иного цвета платье Лизы Герардини. В испанской копии просматриваются слева и справа колонны балкона или террасы, обрезанные на портрете Леонардо, видна во всей красе длинная дымчатая вуаль Лизы. В лучшей из копий портрета Джоконда предстает не только с ресницами, но и с бровями.

— Не хотите ли вы сказать, что копия превзошла оригинал?

— Она не лучше, она, если так можно сказать, свежее, но не живее. Как известно из воспоминаний того же Мелци, когда Леонардо умер на глазах портретной Лизы, в мгновение его ухода, факт тяжелой утраты изменил взгляд Лизы. Картина как бы померкла. Чего не случилось с копией.

— Это уже мистика какая-то…

— Возможно. Но, тем не менее, Мастер считал эту картину живой. Так оно и есть. Мы живем в мире, где протекает время и, мне кажется, что Джоконда в конце-концов под воздействием времени тоже умрет. Как и когда это случится, не знаю, но это вероятно произойдет.

Беседовал Петр Котов