Posted 29 апреля 2009,, 07:17

Published 29 апреля 2009,, 07:17

Modified 1 апреля, 18:07

Updated 1 апреля, 18:07

"Крыму нужен русский парламент"

29 апреля 2009, 07:17
Проблемы русских в Крыму должен решать соответствующий орган народного самоуправления. При этом славянские народы и крымские татары могут мирно сосуществовать, считает лидер Конгресса русских общин Крыма, будущий кандидат в президенты Украины Сергей Шувайников.

У крымских татар есть меджлис, у украинцев - Верховная Рада: стало быть, и русские Крыма имеют право создать свой парламент. При этом народы, особенно славянские, населяющие полуостров, должны осознать свое единство и перестать раздувать межэтнические конфликты. Свой вариант решения проблем, существующих в Крыму, изложил "Росбалту" лидер Конгресса русских общин Крыма Сергей Шувайников, который, как известно, намерен баллотироваться в президенты Украины и является председателем Всекрымской предвыборной коалиции "Русский фронт Сергея Шувайникова".


- Сергей Иванович, постоянные конфликты вокруг Черноморского флота РФ всегда привлекают пристальное внимание. Какую позицию следует занимать России?

- России, чтобы не потерять свое геополитическое влияние в регионе, необходимо хотя бы на должном уровне сохранить ту инфраструктуру, которую она имеет. Я считаю, что этот флот безнадежно уже устаревший. Необходимо хоть какое-то обновление, иначе к 2017 году окажется, что флот находится в ненадлежащей боевой готовности. Теряет свою квалификацию командный состав, увольняются офицеры, это, по-моему, негативный процесс.

Черноморский флот - это гарант геополитической безопасности, как для государства Украины, так и для самой России в Черноморском регионе и Средиземноморье. Хотя украинское руководство и пытается откреститься, тем не менее, это для них тоже гарант государственного суверенитета Украины. Просто никто об этом не хочет открыто говорить. Потому что все почему-то стремятся быстрее в НАТО. Считают, что если встанут под натовский зонтик, то украинская безопасность будет обеспечена.

- НАТО опасно для Крыма и Украины?

- В целом угрозы нет. Опасность в том, что отношения Украины и России станут отвратительными. Русский и украинский народы всегда были и будут дружескими и братскими народами, вышедшими из одной православной цивилизации. А стратеги из НАТО пытаются расколоть эти отношения, посеять недоверие, то есть создать отношения "холодной войны". А раскол пойдет только тогда, когда украинское руководство сумеет навязать украинскому народу свое стремление вступить в НАТО, именно в структуру военно-политического блока.

Я, как претендент в кандидаты, считаю, что Украина должна оставаться нейтральным государством. И основной геополитический партнер - это Россия, которая сможет гарантировать безопасность. В 90-е годы и в нынешнее время Россия устами Путина и Медведева придерживается сохранения государственных границ Украины, они не пытаются предъявить какие-то претензии по поводу Крыма. Это говорит о том, что Россия готова быть гарантом независимости и безопасности Украины. Это подтверждается теми же договорами 1990-1991 гг., договором о дружбе и сотрудничестве. От этого никуда не уйти, это официальные документы.

Сознание того, что Россия хочет поглотить Украину - это фальшивый миф, который выгоден политикам западной ориентации. А проамериканский, натовский вектор большинством населения Украины не поддерживается. Это же нужно учитывать. Я всегда против, когда государство с народом не считается.

- Отдельные политологи считают, что Россия готовит конфликт в Крыму.

- Это обычные политтехнологии большого масштаба для того, чтобы внести дестабилизацию в российско-украинские отношения. Это нужно США для того, чтобы разбить восточнославянские народы. России выгодна Украина как целое, единое и независимое государство.

- А что вы скажете по поводу позиции меджлиса и крымскотатарского народа?

- Позиция Джемилева - это не позиция украинского государства. Его позиция касается конкретно Крыма. И он никогда не станет третьей силой. Ее могут спроецировать здесь на всю Украину.

- Каким образом?

- Создать здесь очаг напряженности. Попытаться разжечь какой-то конфликт, используя славяно-татарское противостояние, для того чтобы расколоть Украину и диктовать ей какие-то определенные условия.

- То есть противостояние есть?

- Противостояния как такового нет, оно существует теоретически сегодня. Но к этому могут подвести. Это делается очень просто: вкладываются очень большие деньги в тех, кто что-то может сделать. Нужно несколько сотен миллионов, чтобы этот конфликт разжечь.

- Влияние меджлиса растет?

- Я бы не сказал, что растет, но, по крайней мере, он свои позиции сохраняет. Нет другой реальной силы, на которую татары могут рассчитывать. Так же, как и в русском движении, они имеют много различных национальных организаций, но они не оказывают реального консолидирующего влияния в Крыму. Из-за такой раздробленности русские организации с трудом собирают своих активистов - это при том, что в Крыму проживает 1 200 000 русских.

- Если говорить о русских организациях, то как вы оцениваете деятельность Русской общины Крыма?

- Можно по-разному оценивать результаты их работы. С одной стороны, община на определенном уровне поддерживает русский дух в Крыму, а с другой стороны, она не смогла консолидировать русское движение в Крыму. Даже мое предложение к руководству общины забыть все споры и обиды, создать русские "курултай" и "меджлис", чтобы все русские организации, все лидеры, те, кто будут избраны на местных собраниях русского народа в регионах, действительно выражали волю большинства населения, а не просто волю отдельных политиков или отдельных организаций, - это предложение было отвергнуто, и мы на сегодняшний день имеем то, что имеем. В Крыму нужен русский парламент.

- И какую роль должен играть этот русский парламент?

- Безусловно, роль народного самоуправления. Чтобы люди получили возможность решения своих этнических проблем, национальных, социально-экономических. Таким образом, участвовать в социально-политической жизни всего государства.

- Значит, русским - русская власть?

- По крайней мере, русская политика. Вот крымские татары проводят свою политику. Украинская община проводит свою политику только потому, что она живет в украинском государстве, хотя и слабо проводит. Русским тоже необходимо проводить свою политику. Взять, например, проблему русского языка. Нужно, чтобы он стал языком межнационального общения.

Русский парламент должен активно проводить подобные решения в жизнь. А те псевдорусские объединения, которые собрали под своей крышей практически все подобные организации, занимаются решением собственных экономических проблем, разбазариванием земли и так далее. И в последнюю очередь они занимаются решением тех насущных проблем, которые все равно людей волнуют.

Но человек же не хлебом единым жив. Здесь и история, и культура, и взаимоуважение. У всех есть свои герои: у татар свои, у украинцев - свои, у русских тоже свои. И это надо понимать, надо уважать. Я не всех поддерживаю, но всех уважаю. Поэтому предоставьте возможность русскому населению самому решать, кого уважать.

- Крым как поликультурный центр нуждается в более гибкой политике?

- Конечно. Даже взять проблему двойного гражданства. Есть граждане Узбекистана, которые массово возвращаются в Крым, масса российских граждан в Крыму, русских, желающих получить гражданство РФ. Этот вопрос надо поднимать. Я - сторонник двойного гражданства для людей, которые считают себя русскими. Мы же себя не отделяем от России, мы же знаем, что российское законодательство позволяет двойное гражданство. Поэтому нам достаточно прискорбно, что гражданин Америки, Франции, Израиля может получить российское гражданство, а гражданин Украины это гражданство получить не может.

Политики почему-то очень боятся за свою унитарность, за независимость, поэтому у них одна позиция - "лише громодянин Украины". Хотя посмотрите, сколько украинцев работает в России. Они имеют многие гражданства. Мы же знаем, что очень большое количество (людей) имеет два паспорта: российский и украинский. Мы знаем, что многие депутаты имеют несколько паспортов: Панамы и Гватемалы, Израиля и прочих стран. Тут надо менять политику. Ты не станешь патриотом Украины, если у тебя будет украинский паспорт.

Нужно, чтобы государство проявляло к тебе уважение, думало о твоих национальных правах, социально-экономическом положении. Нужно заботиться обо всех гражданах и их интересах. А то одни организации заботятся об украинцах, международные фонды - о татарах, а русские организации... Да мы даже не знаем, куда уходят деньги, кроме как на фестиваль "Великое русское слово»...

- Пресловутый «русский бунт», который «бессмысленный и беспощадный», может возникнуть на полуострове?

- Думаю, нет. Есть определенные группы людей, которые могут что-то разжечь по заказу. Стихийно подняться тут можно будет только на погромы, да и то, когда будет уже нечего терять. Есть возможность, что в такое горнило могут закинуть какие-то национальные противоречия, но это не найдет массовой поддержки ни у русских, ни среди украинцев, ни у татар.

Крымские татары вообще борются за землю с властью, а не с другими нациями. Они сознательно не идут на провокации с русскими, такого уже давно нет. Потому что они понимают, что им жить здесь с этим населением и дальше. Есть небольшая группка русофобов, но это единицы, которые не делают погоду. Сами люди уже понимают, как вместе жить и работать дальше. Другое дело, если будут очень серьезно вмешиваться крупные геополитические игроки: Россия, Киев, Брюссель, Вашингтон. Тогда возможны разные сценарии.

- А Крыму вообще нужна Украина, Россия?

- Россияне в России, а здесь, в Крыму - русские. Если крымские татары и русские найдут общую консолидирующую силу, то можно провести референдум и послать всех куда подальше. Для этого русским нужен свой национальный орган самоуправления. Я не исключаю такой возможности.

- А кто станет гарантом этого независимого практически островного государства, как это было с Тайванем в свое время?

- Смотря кто на нас будет давить и нападать. Россия точно мешать не будет. Ей будет интересно защитить независимый Крым.

- К Турции такой остров не начнет «дрейфовать»?

- Нет. Если такое движение начнется, вмешаются все крупные игроки: США, Европа, Россия. Для этого надо куда-то деть все русское население. А это может быть очень кровавый вариант развития событий. Думаю, что он исключен.

- Вы планируете идти на выборы президента Украины?

- Я реалист, все-таки уже 55 лет. Главная проблема - это зарегистрироваться. Я уже веду переговоры с различными регионами Украины по созданию инициативных групп для сбора подписей. Во-вторых, я веду переговоры с рядом крымских предпринимателей, которые могли бы найти финансы для того же залога. Если это удастся в течение двух месяцев, то участие возможно. Хотелось бы доказать, что мы живем в демократическом государстве, где любой гражданин может выдвинуться и стать кандидатом в президенты.

В-третьих, хочется показать людям новые лица, новые подходы, новые программные принципы, чтобы люди не варились в соку нескольких политических сил, которые уже поднадоели, потому что люди уже откровенно говорят, что они не пойдут голосовать, так как не из кого выбирать. Но они все равно придут голосовать. Проголосуют за представителей коммунистов, проголосуют за представителей социалистов, за Витренко, она найдет свои голоса. Литвин найдет, Яценюк очень много соберет голосов по Украине, Янукович сохранит свой электорат – конечно, гораздо поредевший. Юлия Владимировна тоже, кажется, получит свою дозу определенных голосов. Но, тем не менее, мое желание - как-то людей привлечь к политической жизни. Появляются новые лица – значит, есть какой-то интерес. У них есть свои идеи, свое видение Украины.

Почему я - русский человек - не могу по-своему видеть украинское государство? Почему я должен отдавать свою страну на заклание каким-то олигархическим или политическим кланам? Если я найду поддержку у миллиона человек, то с нашей точкой зрения должны будут считаться те, кто придет к власти, кто бы это ни был.

- На чью поддержку вы рассчитываете после регистрации?

- Я буду искать поддержку по всей Украине. Я поеду и на восток, и в Ивано-Франковск, и в Тернополь, буду "розмовляты украинскою мовою", "росповидаты, шо, браты-славяне, мы славянская нация"; мы были восточнославянской державой, мы - христиане, мы - часть русско-православной цивилизации. Нам нельзя делить Украину, если мы уже сделали это государство. Я объясню, что я не россиянин, я - русский. Не надо противопоставлять украинцев и русских. Мы можем и язык выучить, и не надо Россию делать врагом.

Почему мы отказываемся от того, что у нас было? Что эти политики с Запада дали украинцам? Большинство гастарбайтеров едет на заработки за границу как раз с Западной Украины. Южная еще как-то выживает. Надо меньше искать вражды, убрать эти камни. Только враги хотят расколоть государство на части. Кто-то выиграл от распада СССР? Пришли к дикому капитализму, отобрали всю собственность, и теперь сидит кучка богатых и множество бедных. Нет у нас вражды, это все искусственное.

Надо убирать вопросы, что русские сделали плохо украинцам или татарам. Сталин - деспотичный грузин, это не русский деспотизм. Берия подписывал приказ о высылке татар, не русские. Делал это все политический режим.

У меня, русского, дед строил Беломорканал, и мать с отцом пострадали. Не надо раздувать эти вопросы. Украина должна возродить славу русского славянского государства, чтобы на нее еще и Россия ориентировалась.

Беседовал Александр Микишев