Posted 5 мая 2010,, 14:30

Published 5 мая 2010,, 14:30

Modified 1 февраля, 04:08

Updated 1 февраля, 04:08

Ревность Европы

5 мая 2010, 14:30
На фоне сближения Украины с Россией Брюссель предъявил Киеву 18 жестких условий евроинтеграции. Ведущий научный сотрудник ИМЭМО АН Украины Сергей Толстов рассказал в интервью «Росбалту», что из этого следует.

На фоне сближения Украины с Россией Еврокомиссия предъявила Киеву 18 беспрецедентно жестких условий евроинтеграции. Ведущий научный сотрудник ИМЭМО АН Украины Сергей Толстов рассказал «Росбалту», что из этого следует.


- Насколько серьезно изменился подход к евроинтеграции у команды Януковича?

- Поддержание баланса в отношениях с ЕС и Россией - естественный дуализм украинской внешней политики. Команда Януковича прекрасно понимает, что Евросоюз – важнейший субъект политики, «великий» сосед Украины и центр притяжения для Восточной Европы. Плохие отношения с ЕС – это ослабление международных возможностей страны и прямой путь к ее маргинализации.

Но если копнуть глубже – в отношениях между Украиной и ЕС можно без труда увидеть ряд темных пятен. Роль ЕС в мировой политике остается не вполне ясной. Неизвестно, будет ли продолжаться расширение ЕС, если ЕС сумеет преодолеть нынешней финансовый кризис в Еврозоне. Трудно прогнозировать, удастся ли Украине быстро выйти из рецессии, повысить конкурентоспособность экономики и создать условия для ее модернизации. Европейские перспективы Украины непосредственно зависят и от характера отношений между ЕС и Россией.

В ближайшее время первостепенное значение будут иметь переговоры по зоне свободной торговли. Ее создание предполагает отмену ограничений в торговле, внедрение европейских стандартов и правил в энергетике, либерализацию фондового рынка и т. п. ЕС будет навязывать быстрые темпы либерализации. Украинское правительство - настаивать на длительном переходном периоде и вряд ли согласится на существенные уступки, угрожающие стабильности внутреннего рынка. Похоже, Украина до сих пор не провела системные расчеты последствий введения ЗСТ, без которых сложно моделировать сроки и последствия.

- Реальна ли гармонизация законодательства Украины и ЕС?

- Назначение министром юстиции Лавриновича внушает на это надежду. Он проявил себя последовательным сторонником адаптации законодательства к нормам ЕС. Но позиция ЕС в отношении Украины существенно изменилась. Евросоюз не только в одностороннем порядке очертил перед Киевом программу реформ, но и впервые определил сроки их выполнения.

Статус списка-графика, который передал Януковичу еврокомиссар по вопросам расширения Евросоюза Штефан Фюле, весьма необычен. В отличие от предыдущего «Плана действий Украина - ЕС на 2005 - 2007 гг.», Украина не сможет вносить в него правки. Жесткие сроки проведения реформ, от которых зависит финансирование, рассчитаны на период от 6 до 18 месяцев - то есть до парламентских выборов 2012 г. Более того, ЕС рассчитывает на согласованные действия власти и оппозиции.

Наиболее сложными в плане реализации можно считать реформирование газового сектора (6 месяцев), позволяющего открыть кредитную линию на 2,5 млрд. евро для модернизации газотранспортной системы, и проведение конституционной реформы (6-18 месяцев). Этот последний пункт предполагает достижение компромисса между правительством и оппозицией, по крайней мере, по основным противоречивым статьям Конституции (устранение противоречий, связанных с пересечением и дублированием полномочий структур власти, регламентация обязательности выполнения прямых конституционных норм).

- Представитель МИД Чехии по вопросам энергетики Бартушка очень критично отозвался о харьковских соглашениях Москвы и Киева и о европейских перспективах Украины. Значит ли это, что европейцы реально не намерены ни заключать договор об ассоциации, ни продвигаться в вопросе безвизового режима?

- Центральноевропейцев можно понять. Еще пару лет назад они с воодушевлением принимали перспективу новой «холодной войны» с Россией, и теперь им трудно адаптироваться к разрушению схем, к которым они были внутренне готовы. Но переговоры по визам и ассоциации напрямую не связаны с соглашением «газ-флот».

В отношении Зоны свободной торговли (часть соглашения об ассоциации ЕС - Украина) Брюссель рассчитывает, что Украина до конца года «пойдёт на компромисс». Что касается отмены виз, то в обозримой перспективе ЕС может согласиться, разве что, на отмену визовых пошлин.

Итоговый прогноз по всему комплексу отношений между Украиной и ЕС – умеренно позитивный. До конца года можно успеть с подписанием соглашения об ассоциации, если ЕС не будет слишком упорствовать по срокам снижения пошлин и окажет прямую помощь, связанную с введением стандартов продукции.

По безвизовому режиму ожидать быстрых решений не приходится. По предложенному плану реформ – принятие антикоррупционных законов вполне реально. Что касается «реформирования газового рынка» (читай – отделение «Укртрансгаза» от НАК «Нафтогаза Украины» в качестве отдельного субъекта транзита и повышение внутренних цен на газ), то украинское правительство к этому пока однозначно не готово.

Наиболее сложным вопросом кажется конституционная реформа. Ее проведение возможно лишь в случае, если коррекции подвергнется незначительный блок вопросов, разграничивающих полномочия президента, правительства, парламента, и учитывающих рекомендации Венецианской комиссии (императивный мандат, прокуратура, независимость судебной власти). Чтобы этого достичь, властной коалиции придется искать компромисс с большей частью «Нашей Украины» и частью БЮТа.

- В вопросе евробезопасности Украина, ЕС и Россия занимают близкие позиции. Можно ли ожидать важных решений в этой сфере?

- Быстрых решений однозначно не будет. Главный вопрос – в противоречивом отношении европейцев к политике России и ее перспективам (здесь, как и прежде, наблюдается сочетание двух подходов – готовности к разрядке и склонности к консервации напряженности). Европейцы не хотят отказываться от НАТО и не предвидят быстрого развития оборонной составляющей ЕС. Вместе с тем, нужно максимально использовать «фактор Обамы». Если ему на смену придут республиканцы, шанс может быть упущен.

Беседовал Олег Горбунов