Posted 7 сентября 2010,, 09:27

Published 7 сентября 2010,, 09:27

Modified 1 апреля, 12:22

Updated 1 апреля, 12:22

Гражданство как приговор

7 сентября 2010, 09:27
Последняя надежда украинских космополитов – двойное гражданство – после 31 октября может стать наказуемым. Украина объединяется, но не добровольно и снизу, а насильно и сверху. Отсутствие общей идеи новая власть подменяет админресурсом.

Последняя надежда украинских космополитов – двойное гражданство – после 31 октября может стать наказуемым. Украина объединяется, но не добровольно и снизу, а насильно и сверху. Отсутствие общей идеи новая власть подменяет административным ресурсом.

Вот кем-кем, а политическим романтиком Виктора Януковича считать не стоит. Это приземленный рационалист до мозга костей. Но, как и у каждого холодного штольца, у новоизбранного президента есть холодная мечта – стать главой «всея Украины». И эта его мечта упирается в ясное понимание простого факта – Украины как единого государства ещё нет. Наличие госсимволов и международного признания ещё ни о чем не говорит. Не верите – езжайте в Сомали, убедитесь.

Вот и пытается новое руководство страны сплачивать два берега Днепра при помощи статусных символьных вещей. Понятно уже, что второго государственного в стране не будет. И за спорами о моноязычии уже никто не вспоминает о некогда популярной идее двойного гражданства.

Де-факто людей с двумя паспортами в стране полно. В Закарпатье украинцы получают чешские, словацкие и венгерские документы, на львовщине – польские. В Буковине только у каждого четвертого нет румынского паспорта. Этих людей можно понять – темно-синяя книжка украинского государства не обеспечит своему обладателю свободы передвижения. В одном только Севастополе по самым скромным оценкам 12 тысяч граждан хранят дома паспорта Российской Федерации. Да что там – и сама Украина в последние годы усиленно раздавала свои документы жителям Приднестровья.

Но де-юре все украинские космополиты – вне закона. Законодательство страны составлено таким образом, что любой, кто получает паспорт другого государства, должен лично сдать чиновникам свой прежний документ. Как показывает практика, желающих добровольно избавиться от украинского гражданства не так уж и много. Спасает юридическая казуистика – на Украине правоохранители пока не имеют прав отслеживать тех, кому охота стать «слугой двух господ». Ещё одно подспорье, как ни странно, - это национальные бюрократы. Если не заплатить госпошлину за выход из украинского гражданства, то хоть тряси перед чиновником двумя паспортами – вы ему будете безразличны.

В пользу обладателей двух гражданств работают законодательства соседних стран. Ни одна из стран, раздающих свои паспорта украинцам (включая Россию), не планирует передавать Киеву списки своих новых граждан. В законодательстве РФ и вовсе есть пункт о том, что россиянин с двумя паспортами рассматривается только как гражданин России. Это значит, что внутри страны он обязан жить по российскому документу, а что он использует за рубежом – Москву не интересует. Механизм простой: приходишь в консульство, заполняешь бумаги, получаешь паспорт – и можешь, например, голосовать на двух президентских выборах сразу.

Здравый смысл – по сути единственное, что требуется для безболезненного обладания двумя паспортами. Не «светить» второй документ перед силовиками – вот главный залог крепкого и здорового сна для предприимчивых украино-россиян. С выездом за рубеж и того проще. Украинская таможня фиксирует выезд своего соотечественника, а российская – возвращение в страну российского поданного. Главное – не перепутать. Обмен данными пограничные службы не практикуют.

Надо сказать, что сама Украина если и пытается «строжить» обладателей двух паспортов, то весьма вяло. Сказывается увлеченность постоянным переделом собственности, не оставляющим время ни на что другое. А ведь «прививкой патриотизма» для украинцев могли бы стать всего лишь две поправки: отказ от прежнего гражданства как условие получения нового, и непредоставление гражданства по рождению, если ребенка регистрируют в другой стране.

Сторонники и противники двойного гражданства ломали копья ещё совсем недавно – после войны на Кавказе в августе 2008 года. Сторонники двух паспортов упирали на то, что этот шаг вернул бы в подданство Киева эмигрантов – даже в Сибири в ряде поселков число выходцев с берегов Днепра достигает 70%. Противники приводили пример Молдовы, где о государственном патриотизме говорить приходится с большой натяжкой: у каждого второго – российский паспорт, у каждого первого – румынский.

Патриотическую риторику разрушает объективная реальность. Паспорт далекой и не самой благополучной Боливии дает возможность его обладателю кататься без виз по всему Евросоюзу (за исключением Швеции) три месяца кряду. А вот список стран, где украинский паспорт вызывает доверие, неприлично мал – и официальный Киев не предпринимает никаких шагов, чтобы ситуацию изменить. Кроме того, два паспорта – прямая возможность оптимизировать «персональное» налогообложение. Банковские счета за границей, фирмы в оффшорах, даже возврат НДС – вторые документы помогают находить лазейки в национальном законодательстве.

До местных выборов официальный Киев вряд ли будет закручивать гайки для обладателей нескольких паспортов. В конце концов, в ближайшее время народ, так и не успевший стать нацией, вновь превратится в электорат. Зато сразу после 31 октября власть продолжит сплачивать граждан новыми тарифами, налогами и ограничениями. Таковы реалии страны победившей олигархии.

Взыгравшие амбиции нового украинского президента – лакмусовая бумажка нового (а точнее – старого) тренда: гражданство как приговор. Один язык, одна нация, в ближайшей перспективе – и одна партия. Любые разговоры о свободе выбора сродни государственной крамоле. Национализм украинской элиты – охранная грамота её бизнес-интересов. А монолитность государства - залог политической стабильности.

Власть старательно не замечает того, что на самом деле нужно стране. Вывести патриотизм из узконациональных рамок. Найти объединяющую идею для запада и юго-востока. Сделать Украину желанной для собственных граждан. Но для этого элита сама должна перестать воспринимать страну как временный проект и историческое недоразумение. А пока всего этого нет - из широких украинских штанин паспорта так и будут доставать со смущенно-растерянным лицом. Словно извиняясь за собственное гражданство.

Интересно, кому первому в голову придет идея сажать граждан за неумение власти сделать страну привлекательной?

Павел Казарин