Posted 17 июня 2011,, 12:30

Published 17 июня 2011,, 12:30

Modified 1 февраля, 08:15

Updated 1 февраля, 08:15

Почему россияне едут в Крым

17 июня 2011, 12:30
В Крыму почти нет all-inclusive, низких цен и достойного сервиса. Но жители России продолжают ехать на полуостров. Кто и почему – «Росбалту» рассказала ветеран крымского турбизнеса Ирина Полянская.

Элитный крымский отдых оккупировали чиновники из России и Украины. Европейцам Крым не интересен, вся надежда – на студентов, интеллигенцию и ностальгию старшего поколения. О том, кто, как и почему едет отдыхать из России в Крым «Росбалту» рассказала директор одной из старейших турфирм полуострова Ирина Полянская.

- В 80-е годы по пятницам в Крым прилетало 62 рейса с туристами со всех регионов СССР – они проводили здесь выходные и улетали обратно в понедельник утром. Только из Москвы каждую пятницу на полуостров прилетало по 5-6 авиабортов. Это были чисто экскурсионные туры, они так и назывались – МВД: маршруты выходного дня. Именно благодаря этому сегодня в России сохранилась категория граждан в возрасте 40-50 лет, которые продолжают ездить на полуостров из ностальгических соображений.

- Ностальгия – это единственная мотивация для россиян, приезжающих в Крым?

- Не единственная, но одна из ключевых – по этим соображениям едет примерно каждый третий. Это те, кто когда-то ходил по Крыму с рюкзаком за плечами, ездил на автобусах с экскурсоводами. Они сегодня все так же продолжают приезжать – и для них наполнены особенным смыслом слова «Коктебель», «Судак», «Мисхор».

Другая категория – это дети, которые едут в крымские лагеря. Так уж случилось, что крымский детский курортный сегмент не потерял своей привлекательности. В эти лагеря идет поток еще и за счет крупных предприятий, которые отправляют детей своих сотрудников на полуостров. Опять же – в этом году возросло число российских туристических компаний в той же Москве, которые целенаправленно создают туристические программы для детей.

Еще одна категория – это достаточно активные российские студенты. Они предпочитают палаточные лагеря и пеший туризм с рюкзаком за плечами. Но надо признать, что остальная часть российской молодежи в Крым едет не очень часто. Ведь по уровню сервиса с Анталией или Египтом Крым тягаться не может, а среди молодых людей сегодня все больше спрос не на историю и экскурсионные объекты, а на отдых с коктейлем у бассейна. Интеллектуальный туризм становится все менее востребованным.

- Откуда в Крым едут россияне?

- Процентов тридцать отдыхающих из России – это москвичи и жители московской области. Остальные – это Екатеринбург, Челябинск, Тула, Пенза, Пермь, Брянск, Белгород. Оттуда люди едут потому, что в этих городах есть турфирмы, которые много внимания уделяют Крыму. А вот ту же Свердловскую область мы этой самой причине сегодня, к сожалению, почти потеряли. Хотя раньше жители этой не самой благоприятной с экологической точки зрения области приезжали в Крым, причем на длительные сроки и не только в разгар пляжного сезона.

При этом тот же Санкт-Петербург сегодня почти не охвачен Крымом. Это связано еще и с тем, что билеты на самолет очень дороги, а из «северной столицы» на полуостров идет лишь два поезда в день. Я думаю, что те же питерцы, как жители интеллектуальной столицы, наверняка бы активнее приезжали сюда, но достать билет в Крым из Питера в сезон просто нереально. Для сравнения – из Москвы в Крым летом ходит до 10-ти составов в сутки.

Кстати в этом году добавлены авиарейсы на полуостров из Самары, Новосибирска, Екатеринбурга и дополнительный борт из Санкт-Петербурга. Восстановили в этом году авиарейс из Минска, но все ожидания перечеркнул кризис в Белоруссии. По сути, белорусского туриста мы сегодня практически лишены.

- На какой срок приезжают россияне и украинцы?

- Стандартный срок – это 12-14 дней. Меньше, чем на 10 дней не приезжает никто. Но жители Иркутска, Красноярска, Тюмени, Камчатки приезжают на самые длительные сроки – 50 и даже 60 дней.

- Каково соотношение организованных и неорганизованных российских туристов?

- Я думаю, что и тех и других примерно поровну. Неорганизованно едут те россияне, которые посещают Крым не в первый раз, либо те, у кого здесь есть друзья или родственники. Традиционно неорганизованный российский турист едет отдыхать в частный сектор – квартиры и миниотели. Причем излюбленные места отдыха россиян, приезжающих отдыхать без путевок – это юго-восточный Крым: Коктебель, Курортное, Судак. Это объяснимо, ведь чаще всего тот же российский турист – это житель крупного города, уставший от сутолоки. А в той же Ялте или Мисхоре в разгар сезона просто немыслимое количество людей на один квадратный метр.

При этом на ЮБК основная часть пляжей принадлежат санаториям. А на восточном побережье Крыма здравниц поменьше, соответственно – больше свободных пляжей.

- А кто сегодня отдыхает на ЮБК?

- В основном, это богатые россияне, которые готовы платить более 70-ти евро в сутки. Плюс – те, кто приезжает по путевкам в санатории. Юго-восток объективно дешевле. А самый дешевый – это юго-западный Крым: Николаевка, Песчаное. Здесь отдыхают туристы из Украины и небогатые россияне.

- Российский турист поведенчески чем-то отличается от украинского?

- Практически ничем – ну разве что языком общения. И еще – российский турист априори богаче. Например, стоимость экскурсионного билета из недорого Песчаного на ЮБК – 200 гривен ($25). Вот для россиянина это небольшие деньги, а для украинского туриста – это уже сумма. А если учесть, что едут «папа, мама и ребенок» - то стоимость возрастает уже до $75. Поэтому в экскурсионных автобусах всегда больше россиян: сказывается разный уровень жизни в двух странах.

- С кем из россиян, приезжающих в Крым, интереснее всего работать?

- Тут, наверное, вопрос не только в деньгах – куда интереснее работать с умным туристом. Лично для меня самая приятная категория российских туристов – это преподаватели вузов. Они многим интересуются, посещают достопримечательности. Сегодня все больше растет спрос на индивидуальные экскурсионные туры. Кто-то приезжает, чтобы посетить именно христианские святыни, или только археологические раскопки. К нам недавно приезжал из Франции потомок конструктора Мосина – изобретателя трехлинейной винтовки. Он приехал специально, чтобы посмотреть места, где шли сражения Гражданской войны. И вот таких «элитников» с каждым годом становится все больше. Все же, как ни крути, самое приятное – работать с теми, кому интересна история нашего полуострова.

- Как менялась социальная структура россиян, приезжавших в Крым в девяностые и нулевые?

- Личное наблюдение – если в начале 90-х годов клиентами элитной категории крымского отдыха были предприниматели, коммерсанты и банкиры, то теперь этот сегмент «оккупировали» чиновники – причем, как из России, так и из Украины. Эта смена произошла в конце 90-х – начале нулевых. И сегодня по цене 300 евро в сутки в крымских отелях снимают номера «государевы люди».

В Крым сегодня продолжают ехать либо очень бедные, либо очень богатые – сказывается почти полное отсутствие среднего класса в СНГ. Тех, кого еще можно причислить к «среднему классу» – это та же менеджерская прослойка и работники сохранившихся в России крупных промышленных производств.

- Что для россиянина «дорого»?

- Для российского массового туриста дорого все, что превышает $100. Все что в пределах этой суммы россияне принимают нормально. Те же $90 за приличный номер на ЮБК жителей России не смущают.

- А для граждан Украины?

- А для украинского туриста дорого все, что стоит свыше $45. Уже очень немногие готовы платить больше за номер в отеле.

- Как меняется динамика приезда россиян в Крым?

- Еще 5 лет назад отдыхающих из России и Украины было 50 на 50. Сейчас 78% отдыхающих в Крыму – это граждане Украины. Россиян – как организованных, так и неорганизованных – лишь около 20%, еще 2% - это ближнее и дальнее зарубежье. Никакие отмены виз для жителей ЕС ситуации не улучшили. Лечебный туризм не привлекает европейцев из-за того, что номерной фонд в классических «советских» санаториях старый. А новые отели делают ставку на спа-процедуры, которыми в Европе никого уже давно не удивишь.

- Почему россияне перестали ехать на полуостров?

- Политика и экономика – это очень близкие и взаимосвязанные вещи. Будирование частью украинских политиков антироссийских настроений в предыдущие 5 лет сыграло негативную роль в отношении россиян к Украине. Это основная причина. И хотя сегодня это самое настороженное отношение россиян к Украине и Крыму исправляется, и они начинают больше и чаще приезжать в Крым – все равно этот процесс идет достаточно медленно.

- Россияне реагируют на информационный шум, который возникает в СМИ вокруг Крыма?

- Еще как реагируют! Причем «спасибо» российским телеканалам, которые готовы сегодня говорить о полуострове все что угодно. Как в мае этого года, когда центральный российский канал растиражировал информацию о том, что якобы в Черном море хранятся бочки с вредными веществами. Все это позже было опровергнуто – но это было потом. И российские курортники после любого такого сюжета начинают срочно сдавать купленные путевки.

Та же ситуация с НАТО, когда под Феодосией политики инициировали протесты против совместных учений с американцами на территории полуострова. Мне тогда даже из Ташкента звонили и спрашивали – а правда, что американские корабли пришли к полуострову с ядерными ракетами? Снова постарались СМИ. Тогда же на моей памяти был самый большой возврат уже купленных путевок.

- Крымских татар россияне боятся?

- На моей памяти, таких вопросов у российских туристов не было. Крым не отождествляется с межнациональным противостоянием, равно как и исламский экстремизм не отождествляется с крымскими татарами. Тем более, что последние лет десять никаких агрессивных и резонансных инцидентов, связанных с крымскими татарами, на полуострове не было.

- Почему система «all inclusive» так медленно развивается на полуострове. Это происходит по объективным причинам или в силу некоего неизжитого жлобства?

- Вы знаете, вообще-то стандарт «all inclusive» появился тогда, когда появились курорты в Турции и Египте – лишь в середине 90-х годов. До этого в той же Хургаде выращивали баклажаны и перец, а в Анталии не было ни одного отеля. И само понятие «все включено» появилось лишь 15 лет тому назад. Кстати, системы эти характерны для очень немногих стран – в той же Европе «all inclusive» более-менее распространен в Испании и Греции – и то не везде. В Германии, Швеции, Франции эта система вообще в зачаточном состоянии.

У нас тоже некоторые санатории начинают осваивать эту систему – я имею в виду «шведскую линию». Но тут нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, стоимость продуктов питания и рабочей силы в Египте и Турции ниже, чем в Украине. Те же овощи стоят в Анталии копейки, а у нас помидоры везут из Турции, и мы их покупаем с учетом растаможки по $4 за килограмм. Ведь мы в Крыму сегодня почти ничего местного не выращиваем – все привозим из-за границы или с «материковой» Украины. Опять же – служащий египетского отеля за очень небольшую зарплату готов драить каждый плинтус по полтора часа.

Поэтому у нас можно внедрить систему «all inclusive» по турецкому или египетскому образцу, но надо понимать, что она на выходе получится достаточно дорогой. Сегодня в Крыму та же «шведская линия» используется – но только в новых и более-менее дорогих здравницах. Маленький отель себе систему «all inclusive» позволить не может чисто технически.

И есть еще одна крымская проблема – это местное «жлобство», когда туриста, опоздавшего на завтрак к какому-то определенному времени, просто могут не покормить.

- Вы верите в то, что против Крыма ведется информационная война?

- Я не верю в какой-то целенаправленный информационный заказ против Крыма – ни со стороны наших коллег с черноморского побережья России, ни со стороны любых других заинтересованных групп. Это скорее проявление стремления самих журналистов к дешевой сенсационности. Бывает, заходишь на сайты российских газет и читаешь про Крым такую муть… Это просто непорядочно. Я сейчас не имею в виду конструктивную критику о работе той же таможни или ГАИ.

Но я все же думаю, что нам сегодня нужно говорить не о том, как против Крыма кто-то «воюет» в СМИ, а о том, как мы сами себя продвигаем и защищаем. Нам нужно думать, как улучшить наш сервис, как изменить нашу инфраструктуру и как переменить отношение тех, кто непосредственно соприкасается с приезжающими в Крым туристами.

Беседовал Павел Казарин