Posted 8 июля 2011,, 09:30

Published 8 июля 2011,, 09:30

Modified 1 февраля, 08:21

Updated 1 февраля, 08:21

Дубинка Киева против Крыма

8 июля 2011, 09:30
Кровавые столкновения казаков с милицией в Феодосии обострили обстановку в Крыму. Руководитель Черноморско-Каспийского центра Российского института стратегических исследований Эдуард Попов рассказал о причинах конфликта и ситуации в автономной республике.

Кровавые столкновения казаков с милицией в Феодосии обострили обстановку в Крыму. Руководитель Черноморско-Каспийского центра Российского института стратегических исследований Эдуард Попов рассказал «Росбалту» о причинах конфликта и ситуации в автономной республике.


- Недавно крымская милиция показательно разбила дубинками головы местных казаков, когда те попытались восстановить на окраине Феодосии памятные кресты в память о десанте морской пехоты в 1943 году. Крымский наместник Януковича обвинил казаков в экстремизме, имея в виду негативную реакцию крымских татар. Стычки татар и славян вокруг крестов случались и раньше, но милиция никогда еще не вставала так явно на сторону татар. Что изменилось в Крыму и на Украине?

- В Феодосии произошло то, что готовилось даже не годы, а десятилетия. На полуострове ранее сложился очень хрупкий этнополитический баланс между русским большинством и крымскотатарским меньшинством. В период «оранжевой» власти Киев в своей политике отдавал явное предпочтение последнему. Когда совершилась смена власти в Киеве, то наблюдалось короткое время изменение этнополитики украинских властей: произошла смена руководства автономии, правоохранительных органов. Это было воспринято русским движением Крыма, которое неизменно голосовало и за Виктора Януковича, и за Партию регионов, как позитив, как начало новой устойчивой тенденции. Однако спустя очень короткое время оказалось, что эти ожидания были преждевременны.

Партия регионов во главе с президентом Януковичем вернулась к традиционной для Киева политике поддержки крымских татар, презентацию мнения которых пытается монополизировать так называемый Меджлис. Напомню, что это не институциализированный, неформальный орган. Он, тем не менее, пытается представить себя единственным уполномоченным крымскотатарского меньшинства, составляющего на данный момент примерно 12% населения автономии.

Меджлис, скорее, орган, который лишь претендует на представительство интересов крымских татар, но таковым не является. Недаром у него имеется оппозиция. Она есть и со стороны более радикальных исламистов – в частности, растет число ваххабитов-салафитов среди крымскотатарского населения. И также имеются достаточно многочисленные и влиятельные сторонники некоего союза между крымскими татарами и славянским населением.

Поскольку две самые многочисленные национальные общины полуострова обречены историей жить вместе, позиция этого крыла крымскотатарской общественности единственно правильная: жить в дружбе и добрососедстве со славянами. Увы, эта позиция не получает должного освещения ни в украинских, ни в российских СМИ и аналитических изданиях.

Сегодня в СМИ наиболее заметна именно позиция Меджлиса.

- Какую роль сыграли отношения Меджлиса и Киева в обострении ситуации?

- В Феодосии произошла варварская попытка властей за счет интересов большинства заручиться устойчивой поддержкой меньшинства. Напомню – меджлис никогда не поддерживал ни Партию регионов, ни лично Януковича. Ющенко в свое время именовал крымских татар, после провального поражения своего блока на полуострове, «лучшими украинцами» в Крыму. Сам Джемилев был депутатом Верховной Рады Украины от блока Виктора Ющенко. Меджлисовцы долгое время блокировались с националистами из Руха, а на президентских выборах призывали соплеменников голосовать за Тимошенко.

Когда Янукович был избран президентом Украины и впервые в этом качестве посетил автономию, глава Джемилев демонстративно отказался встречаться с ним. Меджлису не нравились лозунги защиты прав русских, которые использовал Янукович в своей кампании. Кроме того, чтобы укрепить авторитет у крымских славян, перед выборами Партия регионов провела несколько показательных сносов татарских самостроев. Очень не понравилась им и попытка новой власти приблизить к себе идейных оппонентов меджлиса в татарской среде.

Джемилев, скорее всего, понимал, что все это – популизм, и что Янукович, как бывало уже не раз, забудет об интересах русских после выборов. Но для сохранения авторитета в среде татар ему был важен символический акт примирения со стороны новой власти. Он не раз намекал, что какой бы ни была предвыборная риторика «регионалов», в Крыму у них, как у естественных носителей украинского унитаризма, по-прежнему нет на сегодня лучших союзников, чем татары.

И этот намек был услышан. Янукович, которого перед выборами меджлис называл «громко падающим шкафом», переступил через обиды и пообещал татарам все то, что обещали им Кравчук, Кучма и Ющенко: землю, деньги, административные и политические преференции. Конечно, как и в случае с русскими, тут тоже «обещать не значит жениться». Но, повторюсь, для меджлиса был важен символический акт примирения. Причем такой, где первый шаг навстречу делает Киев. И Киев этот шаг, как всегда, сделал.

- К чему приводит такая «уступчивость» Киева?

- С начала 90-х годов, когда из республик Средней Азии стали возвращаться на Крымский полуостров депортированные во время Великой Отечественной войны крымские татары, происходил постоянный процесс земельных самозахватов. Крымские татары захватывали участки земли либо для размещения там жилых помещений, либо для строительства мечетей. На все это и власти автономии, и власти в Киеве, как правило, смотрели сквозь пальцы. Хотя были периоды обострения отношений, в целом, ситуация развивалась в благоприятном для меджлиса ключе.

Но вернемся к недавним событиям: когда казаки Феодосии решили в память о десанте морской пехоты в 1943 году установить по периметру высадки этого десанта памятные кресты, это было воспринято как проявление экстремизма. Хотя аналогичные попытки крымских татар захватывать землю и строить на ней мечети, причем удачные, так киевскими властями не воспринимались. Классические двойные стандарты: что можно в Крыму татарам, того нельзя славянам.

В схватке с прибывшими из Киева спецподразделениями милиции казаки Феодосии пострадали, многие тяжело. Неадекватное даже по мнению весьма нейтральных наблюдателей применение силы в отношении казаков говорит о том, что власть отошла от нейтралитета и балансирования между двумя этническими, национальными группами.

Власть избрала путь откровенной поддержки крымскотатарского меньшинства. Причем она готова весьма жестко подавлять попытки русского, славянского большинства полуострова отстаивать свои религиозные, культурные, национальные интересы.

- Какими могут быть последствия нарушения этнополитического баланса?

- То, что произошло в Феодосии, означает символическую смену ориентиров спустя всего лишь полтора года после подведения итогов президентских выборов, победа в которых была одержана Януковичем с помощью русскокультурного электората. Сегодня, после этих событий, русское большинство полуострова и русское меньшинство Украины всерьез задумается о целесообразности поддержки Партии регионов и Виктора Януковича в ходе следующих электоральных процессов.

И второе. На мой взгляд, здесь очевидна целесообразность вмешательства правозащитников – как украинских, так и зарубежных. А также инициирование рассмотрения степени адекватности применения властью грубой силы.

То, что называется экстремизмом у одних (в данном случае у русских казаков), не получает такой же оценки при анализе поступков крымскотатарского движения, активно захватывающего участки земли для строительства мечетей. (Варварские нападения на ветеранов и российского генконсула во Львове, по итогам которых не понесли наказания неонацисты из ВО «Свобода», — события того же ряда.) Они не встречаются дубинками милиции, и не следует за этим заключения под стражу – что было применено в отношении казаков.

Поэтому правозащитникам и, я полагаю, политикам как Украины, так и других стран необходимо дать оценку событиям, произошедшим в Феодосии, приведшим к многочисленным пострадавшим среди местного населения и к новому обострению отношений на полуострове по линиям «центр — регионы» и «русские организации — крымскотатарский меджлис».

В эти обостряющиеся отношения может быть втянуто казачество соседних с Крымом регионов России. Тем более у донцов и кубанцев имеется опыт поддержки русского (славянского) населения полуострова. Но лучше не доводить до прямого столкновения между национальными общинами и русской общественностью и киевской милицией. Вот почему от центральной власти в Киеве ждут даже не прорусской, а объективной позиции по Крыму.

- Почему же Генконсульство РФ в Крыму за казаков не вступилось?

Мое частное мнение – российским дипломатам зачастую следует быть поактивней и не бояться последовательно отстаивать интересы русского и русскокультурного населения, в том числе в Крымской автономии. Стоит поучиться у украинских коллег. Например, 30 мая посол Украины в России Владимир Ельченко на встрече в Ростовской торгово-промышленной палате попросил у городских властей Ростова-на-Дону поддержать его идею создания в этом городе Украинского культурно-экономического центра.

Причем на встрече в составе делегации украинского посла присутствовал руководитель украинской национально-культурной автономии Ростова-на-Дону Макарчук, известный своими экстравагантно-провокационными заявлениями о первоначальной украинскости Дона или тридцати- и даже сорокапроцентном украинском населении нынешней Ростовской области. А позже заявлял о необходимости открытия в Москве школ и даже детских садов с украинским языком обучения. И это на фоне массового закрытия русских школ на Украине! Такая вот игра в одни ворота, которая напоминает начало 90-х годов.

Но, повторю свое мнение, российским дипломатам следует поучиться напористости у украинских коллег. И почаще бы встречаться с лидерами и активистами русских организаций на Украине.

Беседовал Дмитрий Ремизов