Posted 15 декабря 2011,, 11:35

Published 15 декабря 2011,, 11:35

Modified 1 февраля, 09:54

Updated 1 февраля, 09:54

Львов для русских

15 декабря 2011, 11:35
Сердце Западной Украины – Львов – всегда ассоциировался с русофобией. При всей смертельной серьезности этого явления оно всегда было объектом шуток. Теперь русофобия - бренд для русских туристов.

Сердце Западной Украины – Львов – всегда ассоциировался с русофобией. При всей смертельной серьезности этого явления оно всегда было объектом шуток, которые помогали русским и галичанам уживаться друг с другом, оставаясь собой. Теперь русофобия - бренд для русских туристов.

Лозунг «Москаляку на гиляку», которым фрондирует победившая на последних выборах политическая сила Олега Тягнибока «Свобода», вы сегодня просто так во Львове не услышите. Только по заказу, в специально отведенных местах. Это не значит, что местные националисты живут под жестким контролем – нет, в этом отношении Львов остается самим собой. Но здесь вовремя поняли, что даже самые темные стороны национальной идентичности можно выгодно продать. Причем не тем, кому это всегда нравилось: немцы, например, в шоке от местного культа ветеранов СС. А тем, чьи предки от этого погибали. Это сродни экскурсиям в Чернобыль: все понимают, что радиация, но туристы едут толпами.

«Западная пальмира» готовится встречать лавину туристов и болельщиков, ведь один из матчей «Евро-2012» состоится именно здесь. Но как рассказал уроженец Львова 37-ми лет, который нас встречал на вокзале, в последние годы поток туристов во Львов растет именно из России и русских областей Украины.

В первый раз русскоязычные украинцы и россияне, как утверждал наш гид, едут сюда за своеобразным экстримом. И удивляются, что ваш русский язык, даже в «киевском исполнении», тут воспринимают адекватно и дружелюбно. Во всяком случае, в кассах вокзала и в такси отвечают на русском. А вот попытки заговорить на украинском пресекаются на корню: львовяне, которых останавливаешь на улице для уточнения маршрута, и персонал в кафе и магазинах нарочито переходит на русский, явно подчеркивая свою «окремешнисть» - настоящие украинцы в их понимании живут только здесь.

Те, кто бывал в Польше или Чехии, сразу же заметят не просто схожесть – конгруэнтность маленьких улочек, старых католических храмов, размеренный образ жизни. В силу общности исторических судеб Львов с Краковом, Люблином и Вроцлавом похожи как две капли воды. Да и сам Львов, если вспомнить, как он выглядел пять лет назад, очень преобразился. С улиц пропал мусор, такой привычный для Киева и Донецка, здесь нет автомобильных пробок, суеты. Город, а главное, его люди все больше похожи на европейцев. А если отъехать на 50 км от центра, почти к границе с Польшей, дачные участки все больше напоминают аккуратные домики из Баварии: все побелено, усажено цветами и, что очень символично, четко разграничено заборчиками разных цветов. Такого точно не увидишь в небольших поселках вокруг Киева, где до сих пор пустуют заброшенные ангары бывших колхозов.

Увидев наш энтузиазм и желание наконец-то посмотреть, а где же тут «бьют наших», наш собеседник прямиком отвел нас в самое популярное место для таких целей. В центре города в здании XVIII века находится «Краивка». Так назывались места, где собирались «на привале» вояки ОУН-УПА. Сегодня это - яркое название небольшого ресторанчика, куда так просто не попасть. Для начала надо три раза постучать в огромную деревянную дверь с железными заслонами. После этого мужчина в военной форме с оружием в руках и нацистским крестом на кепке откроет вам дверь. Задав вопрос прямо на пороге: «Пароль?». В ответ в обязательном порядке надо сказать: «Смерть москалям!».

Только тогда вас впустят в настоящий бункер, полностью «оснащенный» всеми атрибутами тех времен: множеством книг и плакатов с изображением Степана Бандеры (который во Львове официально чествуется как «герой Украины»), коллекцией медалей и военных наград фашистской Германии. Есть также специальное место за одним из столиков, куда никто, как правило, не садится. Потому что над ним висит настоящая петля. Как объяснила нам услужливая официантка: «Для гостей-москалей». Наш гид не скрывал, что у россиян и украинцев с юго-востока "всегда неподдельный интерес вызывает вся эта обстановка". "Все как минимум минут 15 рассматривают, фотографируют все это, забывая о еде", - смеясь, рассказывал он.

Цены здесь, в сравнении с другими заведениями Львова, по-настоящему «кусаются». Они выше почти в полтора раза, чем в других кафе, где цены по киевским, не говоря уже о московских, мерках - смешные. Отобедать на двоих в «Краивке» с украинским борщом, хреновухой и «убитыми москалыками» (это у них караси) на двоих стоит 20 долларов. И поток русских туристов здесь не иссякает.

Причины этого явления – отдельная тема, в рамках которой не избежать разговора о кризисе русской идентичности, о корнях некрофилии и мазохизма (напомним, что Леопольд фон Захер-Мазох жил и творил в австро-венгерском Львове). Но факт, что львовяне научились извлекать из этого выгоду. В чем-то это проекция государственной политики Украины, которая уже 20 лет пытается продать свое геополитическое положение конкурентам «москалей». Но если выгоду от такой политики получает лишь высшая бюрократия и олигархи, то здесь кормятся рядовые граждане.

Впрочем, как рассказал нам наш собеседник, основная масса жителей Львова уже давно не живет идеями отца интегрального украинского национализма и идеолога освободительного движения времен ОУН-УПА Дмитрия Донцова: «Украина – только для украинцев». Галичане, как и турки, с которыми у русских тоже всегда были проблемы, давно уже хотят просто заработать. И ментальная разница тут только в помощь.

Анна Стешенко