Posted 13 февраля 2012,, 17:07

Published 13 февраля 2012,, 17:07

Modified 1 апреля, 02:44

Updated 1 апреля, 02:44

Эксперты: Оценить украинскую ГТС объективно - невозможно

13 февраля 2012, 17:07

КИЕВ, 13 февраля. В рамках реформирования НАК "Нафтогаз Украины" правительство Украины заявило о планах привлечь к оценке украинской газотранспортной системы лучшие международные компании. Чиновники считают, что аудит газовой "трубы" позволит ускорить и упростить процесс создания трехстороннего консорциума по управлению ГТС, который в последнее время застопорился.

В то же время эксперты уверены, что любая оценка газотранспортной системы Украины вряд ли будет объективной, сообщает "Дело".

"Ни одна международная компания сегодня не сможет объективно оценить украинскую ГТС", — отмечает энергетический эксперт Богдан Соколовский.

По его мнению, сложность задачи объясняется уникальностью отечественной газотранспортной системы. Она сконструирована так, что может одновременно обеспечивать внутренние потребности страны в газе и его транзит в Европу. Кроме того, в нашей "трубе" заложена важная политическая составляющая, которая не поддается оценке — заполучив украинскую ГТС, "Газпрому" будет легче навязывать свои условия Украине и Европе.

"В мире нет компаний, имеющих опыт в оценке подобных объектов, поскольку подобных объектов в мире нет", — поясняет эксперт.

В невозможности объективной оценки украинской ГТС уверен и эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко: "Сколько компаний ни позови в Украину — каждая даст свою оценку нашей ГТС. Поэтому говорить об объективности этих оценок не приходится".

По его словам, если учитывать сегодняшнее состояние украинской ГТС и непрозрачность ее управления, с точки зрения бизнеса она стоит немного. Однако "Газпром" готов заплатить за "трубу" большие деньги с учетом ее политической составляющей.

Оба эксперта сходятся во мнении, что наиболее объективный способ оценки ГТС — это вывод ее на IPO.

"Выход на IPO дал бы наиболее объективную оценку нашей ГТС", — говорит Соколовский.

"Только на международном рынке можно определить реальную стоимость нашей ГТС", — подчеркнул Омельченко.

Напомним, украинская ГТС оценивалась дважды. В 2007 году консалтинговая компания "Имидж" назвала цену в $24 млрд. В 2009 году консалтинговая компания "Увекон" посчитала, что ценность нашей ГТС не превышает $10 млрд. Также оценивать ГТС пытались украинские политики. По мнению экс-премьера Юлии Тимошенко система стоит 200 млрд. евро. Власти Украины оценивают ГТС в $20 млрд.

Независимый эксперт Валентин Землянский называет следующую цифру: "Газпром" недавно заявил, что Украина оценивает свою ГТС в $20 млрд. Но на самом деле $20 млрд назвали потому, что именно столько россиянам нужно вложить в "Южный поток", который они хотят строить в обход Украины. Мое мнение: белорусскую ГТС оценили в $5 млрд, наша в пять раз больше плюс имеет ПХГ, поэтому ее цена — $40 млрд. Но, думаю, оценочная стоимость будет посередине между $20 млрд и $40 млрд, то есть около $30 млрд"