Posted 7 марта 2012,, 15:30

Published 7 марта 2012,, 15:30

Modified 30 января, 08:09

Updated 30 января, 08:09

Время «П» для Украины

7 марта 2012, 15:30
Путин никуда не уходил, но его третий срок станет испытанием для Украины. Не потому что Путину надоела ее «многовекторность». Меняющийся мир просто не оставит России выбора: она будет давить на Киев все сильнее.

Путин никуда не уходил, но его третий срок станет испытанием для Украины. Не потому что Путину надоела ее «многовекторность». Меняющийся мир просто не оставит России выбора: она будет давить на Киев все сильнее.

Украинские политики, как из лагеря президента Януковича, так и оппозиции, не сомневались в победе Путина. Однако ожидания от возвращения ВВП на этот раз у противоборствующих политиков практически одинаковы. Люди из Партии регионов и национал-либералы едины в оценках: Украину в лице ее нынешнего руководства во главе с Виктором Януковичем ждут не самые лучшие времена. Украинский вопрос для Путина, по их мнению, принципиален. Во многом от него будет зависеть дальнейшее развитие самой России. Поэтому, думая о собственном будущем, в Киеве сегодня стараются понять, что ждет Российскую Федерацию в ближайшие 6 лет.

И националисты, и регионалы утверждают: ВВП стал президентом на волне созданной искусственно истерии страха перед «оранжевой чумой». Неудивительно, что эта, во многом поверхностная, оценка причин победы Путина у правящей Партии регионов и у националистов из «Свободы» совпала. На днях депутат от ПР Елена Бондаренко ошеломила публику признанием, что «оппозиционные» свободовцы и регионалы – шестеренки одного политического механизма, во главе которого стоит Янукович.

Очевидно, отмечает политолог Вадим Карасев, что без антиоранжевой пропаганды на выборах в России не обошлось. Но принципиально главная причина победы Путина - это отсутствие достойных конкурентов, персонифицированной альтернативы. И тот факт, что выборы президента пришлись на самое начало формирования в России нового демократически протестного движения. Но в любом случае, как он считает, это «начало конца путинской эпохи». Проблема легитимности власти не решена, не дан ответ на вопрос, какой будет политика России на третьем президентском сроке ВВП.

И здесь, по мнению украинских экспертов, есть два базовых сценария. Первый пессимистичен для России. «Если там не будут проведены реальные конструктивные реформы, если и дальше будут закручиваться «гайки» по всем направлениям, а верхушка будет не только наживаться за счет люмпенов, но и ограничивать экономические свободы среднего класса, революции не избежать», - уверен Карасев. По его мнению, социальный взрыв вполне возможен уже через 3-4 года, когда недозревшая оппозиция окрепнет.

В контексте провала внутренних реформ Путин может попытаться решить проблему собственной легитимности перед вторым сроком путем «маленькой победоносной войны» - хотя бы экономической. Учитывая экономическую слабость России, сокращение ее ресурсов, армию, которая по потенциалу не сравнима с наращиванием военных мускулов США и Китая, России ничего не остается, как разбираться со слабыми. Такими как Украина и Белоруссия. И если Лукашенко удалось, более ли менее, склонить на свою сторону, вопрос с Януковичем встанет очень остро.

Украина активно будет использоваться как разменная монета в наращивании рейтинга Путина, но слабость самой России от этого ни куда не денется, - напоминает Карасев. Путин оказался сегодня в ситуации, похожей на 1999- 2000 годы на Украине, когда к власти вновь пришел Кучма, - говорит руководитель киевского центра «Стратагема» Юрий Романенко. Тогда народ тоже устал от пустых слов о реформе ЖКХ и охраны здоровья, от тотальной коррупции чиновников, от колоссального разрыва между бедными и богатыми. «Кучма искренне понимал - нужно что-то менять, но его клановое окружение не позволило ему этого сделать. Именно поэтому ростки протестного электората в виде разогнанной акции «Украина без Кучмы» уже в 2004 взорвали страну «оранжевой революцией». Если Путин не сделает того, что упустил Кучма, его ждет тот же исход, какой бы фантастикой это сегодня ни казалось», - считает эксперт.

Романенко убежден, что на первом этапе Путин будет просто вынужден включить ряд программных положений оппозиции, спустившись на левое поле, и частично учесть либеральные требования Прохорова. Возможно, аппетиты олигархов будут отчасти урезаны и перенаправлены на нужды населения в самых разных формах. Но все будет зависеть от реального успеха этих новаций. Ведь есть и вторая сторона медали. Если Путин будет правильно заигрывать с массой «городских» и «болотных» в отсутствии единого яркого кандидата от оппозиции - он рискует потерять часть поддержки у тех, кто за него безоговорочно голосовал. Карасев таких называет «олицетворением рабочего уральского вагонзавода, выпускающего танки, которые не хочет покупать даже свое родное Министерство обороны». По сути, президент оказался в достаточно опасной развилке, с которой в свое время так и не справился Кучма.

Одна из причин нынешней российской стагнации – понимание Кремля, что любые позитивные реформы, ведущие к усилению страны, приведут и к жестким столкновениям с США, и с растущим военным потенциалом Китая. Однако робкая бездеятельность Кремля вовсе не устраняет эти угрозы – они лишь немного отдаляются во времени, набирая силу. «Противоборствующие полюса с каждым годом будут только усиливать влияние на Россию, а она все еще напоминает Империю 1914 года накануне Первой Мировой, - говорит Романенко. - Периферийная экономика, зависимость от западного капитала, отсутствие мощной военной системы. Заканчивается столетний исторический цикл, а РФ, как в старой сказке, все сидит у разбитого корыта».

Если Путин откажется от своей практики передачи всех бенефиций бюрократии и затягивания поясов народу (как это делает сегодня и Виктор Янукович), то Россия имеет шансы включиться в процесс перераспределения сил влияния на международной арене. В противном случае она быстро пойдет на дно, будет втягиваться в региональные конфликты, исчерпывающие и без того слабую ресурсную базу.

Каковы при этом роль и место Украины? Эксперты прогнозируют, что ее неизбежно ожидает усиление давления по всем фронтам: от газового и торгово-экономического до идеологического. И это давление будет поддержано значительной частью населения Украины. Ведь ее нынешний президент, уже не первый раз использовавший на выборах пророссийские лозунги, не только полностью отказался от их воплощения – его обещания улучшить жизнь рядовых граждан обернулись еще большей бедностью.

Оказавшись перед необходимостью мощнейшей модернизации, видоизменения режима, Россия будет искать механизмы защиты своих интересов. Украина здесь будет играть критически важную роль. Страшилки украинских националистов (а теперь уже и регионалов) о намерении России забрать газовую трубу, запретить ввоз украинских товаров, чтобы втянуть Украину в Таможенный союз - это второстепенные вещи. Да, олигархия, привыкшая банально наживаться, в том числе на транзите газа, может сдать «трубу» в обмен на гарантии пополнения их личных кошельков от создания консорциума. И это может произойти в самое ближайшее время, говорит Романенко.

Но задача России в новых условиях будет намного глобальней. Янукович должен будет сделать геополитический выбор: остается ли Украина и дальше «серой зоной» в буфере между Россией и Западом, или же станет на сторону РФ. Эксперты полагают, что Виктор Федорович к такому повороту пока не готов. Он и дальше, как и предшественники, предпочитает отсиживаться на двух стульях, бравируя несуществующей евроинтеграцией.

Политологи считают, что для Виктора Федоровича с приходом Путина настало время «смуты», и крен в сторону России неизбежен при любом из двух сценариев развития самой России. В условиях сохранения статуса кво в РФ на Украину будут изо всех сил давить экономически. Ожидается, что Москва усилит давление уже этой осенью, учитывая предстоящие парламентские, а затем и президентские выборы в Киеве. Попытки играть с Россией в старую добрую игру двухвекторности обречены.

Если же Россия станет на путь экстренной модернизации, Украина может занять вместе с ней свое место в переделе влияния на мировой арене. Время «П» для Януковича настанет в течение, максимум, 1-2 лет.

Анна Стешенко