Posted 9 апреля 2012,, 14:30

Published 9 апреля 2012,, 14:30

Modified 1 апреля, 01:53

Updated 1 апреля, 01:53

СМИ: Крах украинских НПЗ будет выгоден Таможенному союзу

9 апреля 2012, 14:30

КИЕВ, 9 апреля. Украинские переработчики в конце 2011 - начале 2012 года попали между "молотом" дешевого бензина из Белоруссии и "наковальней" российской нефти, рост пошлин на которую увеличивает себестоимость производства топлива.

Российско-британская компания ТНК-BP решила свернуть нефтепереработку на Украине, переключив местный офис на продажу импортного бензина. После этого в стране останется только один работающий крупный нефтеперерабатывающий завод, а в случае его остановки Киев будет зависеть от зарубежного топлива более чем на 90%. На топливном рынке Украины главную роль будет играть Таможенный союз, пишет lenta.ru.

Российско-британская нефтяная компания ТНК-BP, являющаяся одним из лидеров по производству нефтепродуктов на Украине, вдвое сократит численность своих сотрудников - с 600 до 300 человек, сообщает "Коммерсант-Украина" со ссылкой на пресс-службу компании. ТНК-BP сворачивает нефтеперерабатывающее направление и сосредотачивается на продаже в стране импортного топлива.

Единственный завод компании на Украине - Лисичанский НПЗ может быть продан или законсервирован. Напомним, в марте 2012 года работа НПЗ была остановлена на плановый ремонт, поставки сырья на него были полностью прекращены.

Причиной отказа ТНК-BP от производства нефтепродуктов на Украине стала убыточность этого вида деятельности. По итогам 2010 года компания понесла в этой стране убыток в $68 млн, а в 2011-м - в $23 млн, при этом продажа нефти оставалась прибыльной, а переработка - убыточной.

К концу 2011 года стагнация охватила всю отрасль по переработке нефти на Украине.

В январе-марте 2012 года топливо на Украине производили два из шести нефтеперерабатывающих заводов страны — Кременчугский и Лисичанский. В случае остановки Кременчугского НПЗ, испытывающего схожие с остальными предприятиями трудности, более 90% нефтепродуктов, в том числе бензина, на Украину будет поступать из-за рубежа.

Отметим, что наибольшую долю на рынке по производству бензина в прошлом году занимали Лисичанский НПЗ (54,2%), Кременчугский НПЗ (35,2%), Шебелинский ГПЗ (13,4%) и Дрогобычский (1,4 %).

По данным СМИ, Кременчугский НПЗ, контролируемый группой "Приват", имеет возможность перерабатывать украинскую нефть, добываемую "Укрнафтой", но производство бензина на предприятии все равно остается убыточным. По итогам 2011 года НПЗ зафиксировал убыток в $186 млн а объемы производства на предприятии упали на 13,6%.

В целом, по итогам прошлого года производство нефтепродуктов на Украине упало на восемь процентов. Согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, нефтеперерабатывающие заводы страны сократили объемы производства бензина с начала 2012 года на 11,2%, по сравнению с соответствующим периодом 2011 г., сообщает УкрИнформ.

Объем переработки сырья упал на 25,1%, до 1 млн 729,6 тыс. т, а его поставки на заводы — на 21,1%, до 1 млн 733,7 тыс. т.

Главными экспортерами бензина и дизельного топлива для Украины оказались страны Таможенного союза, от которых Киев получил около 90% ввозимого топлива. Доля России в импорте дизтоплива составила 42%, Белоруссии - 49%.

Из 8,453 млн тонн нефти, полученных Украиной в 2011 году, 4,67 млн тонн (55,2%) пришлось на РФ. В целом же страны Таможенного союза контролируют 70% поставок нефти на Украину. Но главным врагом Киева на собственном внутреннем рынке остается Белоруссия, которая получает сырье из РФ на льготных условиях.

15 декабря 2011 года Минск и Москва подписали соглашение, согласно которому в 2012-2015 годах нефть будет поставляться в обе стороны без применения таможенных тарифов. Плановые поставки нефти в Белоруссию составят 21,5 млн тонн. Если же Белоруссия экспортирует нефтепродукты за пределы Таможенного союза, она платит России экспортную пошлину на нефтепродукты.

Правительство Украины пытается найти выход из ситуации, в апреле была введена плавающая ставка акцизов на бензин. Налог на продажу светлых нефтепродуктов будет зависеть от цен на нефть на мировом рынке - чем они будут выше, тем выше будет налог.

Уже объявлено, что будет закрыто 137 нелегальных НПЗ. "Мы проанализировали работу так называемых мини-заводов, нелегальных предприятий и пришли к выводу, что это прямой путь к уклонению от уплаты налогов", — заявил министр ТЭК Юрий Бойко.

Для России, по мнению аналитика lenta.ru Кирилла Сугробова, складывающаяся ситуация, напротив, может быть выгодной, поскольку одной из целей системы расчета пошлин "60-66", которая была введена в России осенью 2011 года, значится поддержка экспорта нефтепродуктов взамен сырой нефти, и сейчас это работает на примере Украины.