Posted 30 июля 2012,, 12:45

Published 30 июля 2012,, 12:45

Modified 1 апреля, 00:11

Updated 1 апреля, 00:11

Украина устала от Кирилла

30 июля 2012, 12:45
Визит главы РПЦ не вызвал ажиотажа в Киеве. Мероприятия с участием Патриарха Московского собрали в 30 раз меньше народа, чем торжества под эгидой «раскольника» Филарета.

Визит главы РПЦ не вызвал ажиотажа в Киеве. Мероприятия с участием Патриарха Московского собрали в 30 раз меньше народа, чем торжества под эгидой «раскольника» Филарета.

С лета 2009 года, когда группа иерархов Украинской церкви Московского патриархата вплотную приблизилась к провозглашению автокефалии, патриарх Кирилл наведывается на Украину едва ли не каждые полгода, используя для этого любой повод. На этот раз им стало 20-летие пребывания митрополита Владимира (Сабодана) во главе УПЦ (МП) и 1024-я годовщина крещения Руси. Если не считать очередной выходки девицы из FEMEN, бросившейся к Кириллу в аэропорту с криком «Изыди вон!», прошел этот визит тихо. Впрочем, на некоторые обстоятельства внимание обратить стоит.

До сих пор президент и премьер по своей инициативе встречались с Кириллом в официальных столичных резиденциях. На этот раз Николай Азаров высокого гостя просто проигнорировал, а Виктор Янукович принял патриарха у себя на даче в Крыму. При этом будучи облачен не в приличествующий случаю костюм, а в полосатую тенниску с короткими рукавами.

Даже если списать это на занятость и жару, отключение админресурса при встрече патриарха сложно не считать показательным. Так почти каждый прошлый приезд Кирилла сопровождался слухами, что на мероприятия с его участием сгоняют бюджетников и студентов. Нынче же, кажется, было сделано все, чтобы даже те, кто хотел бы молиться вместе с главой РПЦ, сделать этого не смогли. Утром 27 июля, когда патриарх служил традиционный молебен на Владимирской горке, все подступы к памятнику князю Владимиру были перекрыты. Это впоследствии дало повод пресс-секретарю главы УПЦ МП Георгию Коваленко, объяснить небольшое количество мирян (не более 300 человек) тем, что, дескать, из-за серьезной охраны, верующие предпочли ограничиться телетрансляцией.

Соглашаясь, что охрана не способствует массовости мероприятия, такое объяснение все же сложно признать исчерпывающим. Хотя бы потому, что xв тот же день и по тому же поводу состоялся крестный ход, организованный Украинской православной церковью Киевского патриархата, которую в Москве считают раскольнической. По оценкам очевидцев, он собрал около 10 тысяч человек, что для неполитической акции в столице является числом без сомнения впечатляющим. И преград им никто не чинил. Почти такая же ситуация с массовостью наблюдалась на прошлогодних торжествах в честь крещения Руси. Хотя тогда на охрану не жаловались.

Не приходится сомневаться в том, что УПЦ МП, поддерживающая теснейшую связь с РПЦ, по - прежнему является серьезнейшей силой на Украине. Это признают и в УПЦ КП. Но вот популяризации православия с центром в Москве серьезно мешает целый ряд обстоятельств, среди которых в том числе и участившиеся скандалы с участием Кирилла. (Новости про «чудеса по локоть» и «милосердие с тюремным заключением» тут обсуждаются ничуть не меньше, чем в России).

Не остается не замеченной украинской паствой и безоговорочная, нарочитая поддержка Кириллом стремительно теряющей доверие украинской власти. Хотя та дружит с РПЦ в рамках сиюминутной целесообразности. Сейчас она пытается показать, что степень ее прорусскости сильно преувеличена (языковой закон до сих пор не подписан). Не исключено, что и Кириллу в связи с эти дали понять, что как минимум пока его визиты нежелательны.

Между тем, на заседании Священного синода УПЦ Киевского патриархата в минувшую пятницу его участники решили одновременно обратиться к главам поместных православных церквей, папе римскому и главе Церкви Англии архиепископу Кентерберийскому с просьбой "молиться о вразумлении иерархов Московской патриархии". Филаретовцам не нравится практика, когда РПЦ и УПЦ МП повторно перекрещивают тех, кто ранее принял крещение в Киевском патриархате. Выбор адресатов жалобы дает аргумент тем, кто считает Киевский партархат полустанком на пути к окатоличиванию Украины.

Как бы то ни было, но очевидно, что наряду с политическими баталиями украинцев еще долго будут раздирать и духовные, религиозные противоречия. И война эта – не на один год.

Вадим Довнар