Posted 7 августа 2013,, 14:54

Published 7 августа 2013,, 14:54

Modified 31 марта, 17:52

Updated 31 марта, 17:52

Стремление казаться богатым массово охватывает жителей Украины

7 августа 2013, 14:54

КИЕВ, 7 августа. Стремление казаться богатым и успешным массово охватывает жителей небогатой постсоветской Украины. Скромно зарабатывающие украинцы, чтобы доказать окружающим свою состоятельность, покупают автомобили премиум-класса и самые дорогие телефоны.

Об этом пишет журналист украинского издания «Корреспондент» Екатерина Иванова.

Склонность к жизни не по средствам, а также озабоченность собственным невысоким материальным статусом сформировались благодаря культу потребления, пришедшему на Украину с Запада после распада СССР, отмечают социологи. Украина, Россия, Литва и остальные постсоветские республики значительно опережают другие европейские страны по тому компоненту, где в фокусе богатство и власть над людьми, но не демонстрация своих способностей, говорят эксперты. Но если в Европе консюмеризм стал органичной чертой развития цивилизации, то в бывших советских республиках, долгое время отделенных от капиталистического изобилия железным занавесом, он приобрел гипертрофированные и несколько болезненные формы, пишет автор.

Гендиректор международной пиаркомпании Whites Communication Мартин Нанн среди главных черт современных украинцев называет безудержное стремление совсем небогатых людей жить на широкую ногу. “У нас в офисе девушка упала в обморок из-за недельного голодания, поскольку потратила всю свою зарплату на туфли, - рассказывает Нанн. - Туфли были красивые, но вряд ли стоили того, чтобы за них умереть”. Однажды Нанну пришлось помогать молодому киевлянину толкать его дорогой спортивный Porsche, потому что у того не было денег на бензин, вспоминает британец еще один эпизод из своей жизни в Киеве.

По данным вице-президента по вопросам интеллектуальной собственности Украинского национального комитета Международной торговой палаты Антонины Пахаренко-Андерсон, 48 % молодежи осознанно покупают подделки известных брендов на рынке. В глазах благополучных европейцев это выглядит нелепо. Жителя Мадрида Игнасио Баррадо, побывавшего в Киеве и спускавшегося в метро, которым на Украине в основном пользуются люди невысокого достатка, удивила размещенная там реклама, рассчитанная на состоятельных граждан. “Например, iPhone, украшенный камнями Swarоvski”, - вспоминает иностранец.

Редактор журнала Национальной федерации профессиональных музыкантов Швеции Йонас Найберг бывал на Украине неоднократно и каждый раз поражался правилам жизни здешнего общества: “Такое впечатление, что от женщины тут требуется выглядеть сексуально и дорого, а от мужчины - показывать, что он при деньгах. В интеллектуальной Европе высокий академический титул более важен, чем модная машина или силиконовая грудь".

Чем выше уровень образования, тем меньше людям свойственно стремление казаться, а не быть, констатирует Павел Фролов, возглавляющий лабораторию социально-психологических технологий Института социальной и политической психологии. Однако в системе ценностей украинцев в последние годы интеллектуальная составляющая играет все меньшую роль, отмечает эксперт.

Эксперты подчеркивают, что для большинства покупателей дорогих вещей не так важен предмет покупки, как приобщение к более высокому статусу. В государствах, где капитализм только развивается, это тотальное увлечение. Согласно данным Киевского международного института социологии (КМИС), уровень удовлетворенности жизнью в украинской столице по шкале от -100 и до +100 в 1985 году находился на отметке +33, а в 1989-м, с падением железного занавеса, резко опустился до +1. Жители страны несравнимо больше стали бывать за границей, видеть по ТВ картинки комфортной западной жизни. В отличие от Украины, России или Китая, Западная Европа давно прошла период испытания атрибутами роскоши, и тамошние жители не стремятся тешить чувство собственного достоинства с помощью материальных благ, заключает автор.