Posted 6 сентября 2013,, 21:00

Published 6 сентября 2013,, 21:00

Modified 31 марта, 17:25

Updated 31 марта, 17:25

Прочь из университета

6 сентября 2013, 21:00
Несоответствие образования и реальности настолько велико, что, если наши вузы к ней не адаптируются, в аудиториях останутся единицы. Общий лозунг новых образовательных трендов - бегство из университета.

Многое из того, о чем я пишу здесь, уже не ново. Но несоответствие образования и реальности настолько велико, что, если наши вузы к ней не адаптируются, в аудиториях останутся единицы. Общий лозунг новых образовательных трендов - бегство из университета.

Хорошее образование прерывает цепь социальной бедности в поколения длиной. И это - не путь счастливчика-одиночки, талантливого человека, которому повезло сразу несколько раз: получить хорошее образование в школе, правильно выбрать стратегию дальнейшего обучения, эффективно работать где нравится, с удовольствием учиться дальше. Думаю, это хороший путь больших социальных групп, и сегодня он очень доступен.

Однажды я написала об этом в одной из сетей: все 32 комментария были про высшую школу, и все негативные.

Это первый социальный факт, который достаточно трудно преодолеть: образование существует для обывателя в узких штанишках вуза. Оно мало кому нравится, но необходимость университета как единственного источника легитимного знания обреченно принимается большинством.

Владимир и Настя, студенты-гуманитарии, некоторое время проучившиеся на «отлично», подходят ко мне подписать документ о переводе на индивидуальный план обучения. Дневную форму учебы они считают бесполезной тратой времени. «Понимаете, даже родителям нечего рассказать о том, что нового узнал на парах. Уж лучше работать, и ходить на те предметы, которые действительно будут потом полезны». - Таких предметов много?- «Процентов тридцать».

Это не единичная история, и не исключение. Обучение по индивидуальному плану перестало быть прецедентом. А единство времени, места и действия в получении знаний – перестает быть традицией. Мир меняется быстрее, чем институт, который нас к этим переменам готовит. И это не проблема «плохого образования» в отдельно взятой стране. Это системный кризис полного цикла образования, который вынуждает студентов всего мира интуитивно искать новые образовательные стратегии.

Все больше историй успеха связано с получением образования вне университета или параллельно ему. В быстро развивающихся областях такое образование может быть получено, по большей части, вне университета, за более короткий срок, чем в университете, и дешевле. Примеры людей, изменивших реальный мир своими виртуальными проектами, тому доказательство. Стив Джобс, Марк Цукерберг были готовы не только учиться, но и работать уже после первых курсов вуза.

Почему в мире, где процессы производства, коммуникации, передвижения ускорились в десятки раз, учеба в университете до сих пор длится 5 лет? Рационально ли это для всех тех специальностей, которым учит современный ВУЗ?

Коллеги-психологи и педагоги могут напомнить мне об особенностях становления личности и об удлиняющемся периоде детства в культуре и о развитии социальной компетентности. Говорить об этом можно и важно. Но нужно ли ставить возраст во главу угла?

На фоне медленно вырастающих детей мы, конечно, сами себе кажемся моложе. Сняв подгузник в 5-6 лет, современному ребенку сложно окончить школу в 17. Но некоторые сели на горшок уже в год, и им тяжело ждать.

Сэр Кен Робинсон сравнивает университет и школу с индустриальным предприятием 19 века, которое производит стандартную деталь стандартной машины в мире, где стандартных машин уже нет. А я бы сравнила их с группой продленного дня. В детстве из-за ее названия мне казалось, что это волшебное предприятие продлевает день человека бесконечно долго, и можно успеть гораздо больше. Увы, группа продленного дня бесконечно удлиняла процедуры, с которыми можно справиться гораздо быстрее и эффективнее.

В последние годы преподавательской деятельности я насчитала у студентов несколько интуитивных образовательных тенденций под общим лозунгом «прочь из университета»:

- «Перейду на индивидуальный план, и уже сейчас буду работать» (чаще всего не по своей специальности, но с прицелом на то, что потом охотнее возьмут и на «свою» - за опыт ответственности, который дает любая работа);

- «Буду замещать качество количеством - получать 2,3,4 образования вместо одного. А вдруг получившийся гибрид - это именно то, что нужно современному миру и работодателям»?

- «Альтернативное самообразование через открытые образовательные пространства: «Изучать свою специальность я могу в открытых образовательных программах Йельского университета, и благодаря дистанционным курсам других университетов, в сети - через Ted.com, через Google books и BBC network»;

- «Буду учиться в целевых группах» - мастерские, тренинги, семинары, публичные лекции по направлению образования. Знания о них студент получает в социальной сети. Уже сегодня это позволяет мне многих моих студентов чаще встречать в поездах, чем в аудиториях (так мы вместе учимся – и я, и они);

- «Сразу пойду работать и буду учиться у профессионалов на работе». Это характерно для специальностей – поставщиков кадров корпоративному сектору. Юристы, экономисты, программисты, управленцы начинают работать со второго курса, понимая, что стаж нужен уже сейчас;

- Долгосрочные и краткосрочные стажировки в ВУЗах за рубежом – это уже «прочь» не только из университета, но и из страны.

Если бы мы находились в воображаемой аудитории, где с каждым новым трендом исчезает определенная часть студентов, то, в конечном счете, мы бы увидели то, что заметно уже сейчас: 3-4 постоянно посещающих лекции студента.

Это непонятно и неприятно преподавателям, это еще более непонятно и неприятно администрации ВУЗа, которая не прочь применить репрессии к «прогульщикам». Но такова новая реальность образования, ее создает интуитивное поведение студентов.

Потребность в обучении не рождается за партой университета. Увы или ура, она рождается у человека уже работающего, каждый день упирающегося лбом в горизонт собственных знаний и компетенций. Мой любимый пример - это успешные зрелые люди 40 лет. В студенческие годы они иногда платили, чтобы «сдать философию», не читая Аристотеля – а сегодня готовы платить в 5-10 раз больше, чтобы его прочитать в атмосфере престижной школы или семинара.

Современные молодые люди не стали глупее. Они стали другими, и естественное желание учиться (а учиться – это биологическая необходимость, порожденная отсутствием непластичного инстинктивного поведения у людей) реализуют в интуитивных попытках найти эффективные формы образования.

Разница между двумя первыми курсами, когда в аудитории находится 50 человек, и третьим, когда их остается от 15 до 5, говорит нам о многом. И о более гибких временных границах, к которым важно подстраиваться и высшей школе (естественно, только ряду гуманитарных специальностей – не медикам, не инженерам или не химикам). Но еще больше - о содержании и методах образования, о соотношении единицы времени к единице знания.

Университет сегодня вынужден быть совсем другим. Он больше не будет единственным местом подготовки специалистов. Ему придется конкурировать с очень пестрой образовательной средой. В мире, где формируется и стимулируется привычка к разнообразию во взглядах, еде, музыке, культуре, людях, литературе; привычка к максимальному индивидуальному самовыражению – в таком мире уже нет места только одному способу образования. Как нет места и везению. Появился выбор.

Ольга Духнич