Posted 2 октября 2013,, 10:05

Published 2 октября 2013,, 10:05

Modified 31 марта, 17:03

Updated 31 марта, 17:03

Почему УПЦ не с Москвой

2 октября 2013, 10:05
Украинская православная церковь Московского патриархата призвала Москву не сопротивляться европейскому выбору Украины. Предательство? Нет, просто УПЦ, как и РПЦ - это часть госмашины. А украинская госмашина едет на Запад.

Украинская православная церковь Московского патриархата призвала Москву не сопротивляться европейскому выбору Украины. Это не предательство – просто УПЦ, точно так же как РПЦ, всегда поддерживает госмашину. А та сейчас едет на Запад.

«Украинский народ с давних времен был частью европейского цивилизационного пространства. Будущее Украины обусловлено историческими корнями — быть независимым государством в кругу свободных европейских народов. Этот выбор не является и не может считаться противопоставлением Украины нашему историческом соседу — России. Ведь ее государственность, история и культура тоже тесно связаны с Европой».

Такое заявление опубликовали украинские церковные иерархи. В списке подписавшихся – духовные руководители греко-католиков, лютеран, католиков, евангелистов, баптистов, мусульман, иудеев, но главное - предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Владимир. Последняя подпись как раз и вызвала возмущенные комментарии со стороны пророссийских экспертов, усмотревших в происходящем очередное предательство и чуть ли не раскол.

Их можно понять, УПЦ МП, хоть и имеет статус автокефалии, но, тем не менее, де-юре остается в структуре РПЦ, а патриарх Кирилл провозгласил концепцию «Русского мира». И теперь все задаются двумя вопросами: как такое могло произойти и что в ответ предпримет Чистый переулок.

Оба ответа давно лежат на поверхности.

С одной стороны, в рядах УПЦ МП существует масса внутренних противоречий. Есть там промосковская партия, лидеры которой еще недавно, пользуясь болезнью предстоятеля, пытались сместись своих конкурентов с ключевых постов в церковной иерархии. Их голос никуда не исчез, но сам митрополит Владимир скорее тяготеет к возобладавшему в стране вектору медленного дрейфа на Запад. Например, когда некоторое время назад украинские власти пытались разыграть карту публичной гомофобии, сторонники Владимира внутри церкви публично заявили о том, что в стране есть более важные социальные проблемы, чем борьба с однополыми отношениями.

С другой стороны, украинская церковь выступает за евроинтеграцию не потому, что в ее кабинетах сидят злокозненные самостийники. Ее побуждает к такому поведению именно то, что роднит ее с Русской православной церковью. А именно – готовность всегда и во всем поддерживать власть. УПЦ МП на Украине, как и РПЦ в России - часть государственной машины. А украинская машина сейчас едет на Запад. С этой точки зрения призыв УПЦ МП к евроинтеграции вообще не должен быть медийным событием, как не был бы им аналогичный призыв со стороны одного из департаментов Кабмина Украины.

К тому же, только ленивый не указывал, что современная РПЦ это, помимо всего прочего, колоссальных размеров бизнес-корпорация. Так стоит ли удивляться, что ее украинская автокефалия в этот судьбоносный момент повела себя точно так же, как и все олигархические группы Украины? Если и вовсе откинуть словесную мишуру и позолоту, то УПЦ МП митрополита Владимира - это такая же группа, как «Приват» Коломойского, «Интерпайп» Пинчука или SCM Ахметова. Если Пинчук, Ахметов и Коломойский - за ассоциацию с ЕС, то почему митрополит Владимир должен быть против?

И последнее. РПЦ, скорее всего, отреагирует на публичную поддержку евроинтеграции со стороны украинской автокефалии. Но вряд ли эта реакция будет публичной. К тому же ставка на промосковскую группу влияния не гарантирует Москве нужного результата. Потому что иерархи юго-востока Украины в массе своей – номенклатурные порождения последних десятилетий существования Союза и постсоветского периода. И их позиция вполне сравнима с логикой «пророссийской» Партии регионов: публичная декларация родства вовсе не означает точно такой же готовности быть послушными сателлитами.

А это значит, что скоро одной православной церковью в Европе будет больше.

Глеб Плотников