Posted 15 ноября 2013,, 12:00

Published 15 ноября 2013,, 12:00

Modified 31 марта, 16:21

Updated 31 марта, 16:21

Болдинская осень Януковича

15 ноября 2013, 12:00
Украинский президент, кажется, добился невозможного: убедил Москву платить ему только за отсрочку евроинтеграции, и вынудил ЕС простить ему дело Тимошенко. Чем бы ни закончилась игра, это золотой период его карьеры.

Украинский президент, кажется, добился невозможного: убедил Москву платить ему только за отсрочку евроинтеграции, и вынудил ЕС простить ему дело Тимошенко. Чем бы ни закончилась игра, это золотой период его карьеры.

Наказывать не тех, кто виновен, а тех, до кого можно дотянуться – давняя традиция Кремля. Несмотря на телевизионную истерику, инструментов давления на Украину у Москвы мало. Добровольно платить по долгам Украина не будет, потому что нечем, а тянуть "Нафтогаз" в Стокгольмский арбитраж "Газпром" не сможет по той простой причине, что условия подписанного в 2009 году контракта не исполняются обеими сторонами. Россия во время подписания "харьковских соглашений" в 2010 году пообещала Украине, что не будет штрафовать ее за недобор газа, равно как и не будет требовать оплаты по принципу "бери и плати", как заложено в контракте. Сейчас, конечно, Москва настаивает на исполнении Киевом всех условий газового контракта 2009 года, но отстаивать ее интересы в Европе никто не будет.

Более того, в Киеве говорят, что в конце прошлой недели, когда Янукович тайно летал в Москву, он якобы добился от Путина обещания дать Украине кредит $10-15 млрд в обмен на перенос решения по евроинтеграции хотя бы на год. Возможно, это утка в расчете на Евросоюз, который уже смягчил тон в отношении Киева. Польская газета Rzeczpospolita со ссылкой на свои источники в дипломатических кругах Брюсселя сообщила, что там готовы смириться с нежеланием Януковича отпускать на свободу Юлии Тимошенко.

Тот факт, что ЕС пойдет на определенные уступки, стало ясно еще в среду, когда Верховная Рада не стала рассматривать законопроект о Тимошенко, а наблюдавшие за этим комиссары официально перенесли "дедлайн" по этому вопросу.

Но украинскому президенту и этого мало. Теперь он заговорил о том, что, в случае тесной экономической интеграции с Европой, Украине нужно срочно проводить модернизацию своих промышленных мощностей. А для этого у Украины совсем нет денег. И ЕС, если он так хочет видеть Киев своим ассоциированным партнером, должен "помочь". Кто знает, возможно, Янукович добьется своего: пару недель назад из Брюсселя звучали сигналы о том, что он может вступиться за Украину в ее переговорах с МВФ. Киев, напомним, рассчитывает на кредит Фонда в размере все тех же $15 млрд.

Мяч на стороне украинского президента, но он не будет бить по воротам вплоть до саммита в Вильнюсе 27 ноября. Чтобы получить побольше дивидендов от обоих соседей, ему нужно продлевать "опасный момент", а не принимать окончательное решение заранее. И сегодня уже всем очевидно, что нервы у украинского президента крепче, чем у его коллег в Брюсселе и Москве. Так что критикам не стоит пенять Януковичу за его брутальность, судимости и отсутствие лоска. Может быть, именно такой президент Украине сейчас и нужен. Как там у Фицжеральда? «Она была слишком чувствительна. Постигать границы возможного лучше людям с крепкими крестьянскими корнями».

Максим Швейц