Posted 8 мая 2014,, 17:19

Published 8 мая 2014,, 17:19

Modified 31 марта, 13:41

Updated 31 марта, 13:41

Между санкциями и русским бунтом

8 мая 2014, 17:19
Отступив на Юго-Востоке Украины, Путин не добился успеха ни в Киеве, ни на Западе. Угроза санкций не миновала, а теперь к ней может прибавиться взрыв народного негодования. Причем как на Украине, так и в России.

Вчерашние заявления Владимира Путина не примирили его с врагами, но могут лишить друзей. Напомним, что после переговоров с председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером Путин призвал сторонников федерализации в Донецкой и Луганской областях перенести референдум 11 мая.

Он также заявил, что Россия отвела свои войска от границ с Украиной, и признал легитимность выборов президента Украины 25 мая. При этом Путин дал понять, что эти требования можно будет считать выполненными, если Киев отменит военную операцию против федералистов в Донбассе и разоружит группировки вроде «Правого сектора», обретшие уже легальный статус в формате Национальной гвардии.

Как уже сообщал «Росбалт», восставший Донбасс, включая примкнувшего к нему системного политика Олега Царева, претендующего на лидерство во всем Юго-Востоке и пользующегося благосклонностью в Кремле, оценил слова Путина с оттенком негатива. В Донецке и в Луганске заявляют о намерении провести референдум 11 мая во что бы то ни стало.

По свидетельству многочисленных корреспондентов российских СМИ, работающих сейчас на юго-востоке Украины, население этих регионов сочло заявления президента России «предательством» и готовится к артобстрелам со стороны верных Киеву войск, скупая консервы, а в Харькове даже готовят обращение «напрямую к русскому народу».

В Киеве доминируют недоверие и злорадство. Мнения политологов и блогеров сводятся к тому, что Путин либо испугался санкций, либо задумал что-то дьявольски хитрое. Фаворит президентской гонки Петр Порошенко и его главный оппонент Юлия Тимошенко пока отмалчиваются.

В МИД Украины заявили, что для Киева «безоговорочным приоритетом является полномасштабный диалог с представителями всех политических сил, регионов и общественности», что можно расценить как готовность учесть требования Москвы. Вместе с тем, премьер Арсений Яценюк заметил, что лидеру такой большой страны как Россия не пристало «торговать воздухом». По его словам, Яценюк вообще не понимает, о каком референдуме Путин ведет речь, поскольку в Киеве таковых не планируют. Слова Яценюка, даже с учетом их электоральной ориентированности, фактически дезавуируют заявление МИД.

Вслед за этим глава администрации президента Украины Сергей Пашинский заявил, что операция в Донбассе продолжается и все «террористы в Славянске и Краматорске будут уничтожены или захвачены».

С недоверием восприняли заявление Путина в Европе. Президент Европарламента Мартин Шульц отметил, что "каждый сигнал к деэскалации сейчас очень важен", но он ожидает от российского президента дальнейших действий.

А президент ЕС Херман Ван Ромпей уведомил, что совет послов стран Евросоюза обсудил возможные санкции в отношении России, но пока выжидает: украинский кризис ещё раз обсудят 12 мая, когда станет ясно, прошел референдум в Донбассе или нет, и как отреагировала Москва на его итоги.

Недоверчива и реакция США. Спикер Госдепа Джен Псаки отметила необходимость принятия значительно большего количества мер со стороны РФ по деэскалации восточно-украинского конфликта и безопасному проведению выборов президента Украины 25 мая, чем наблюдается сейчас. Представитель администрации Обамы Джош Эрнест сообщил журналистам, что США приветствовали бы решение России отозвать войска с приграничных территорий, но пока этого не видят. Кроме того, Белый дом не устраивает сама идея референдума - он должен быть не отложен, а отменен.

Между тем, Госпогранслужба Украины опровергает слова российского президента о том, что российские войска отведены от границы. «Мы по-прежнему фиксируем маневрирование российской военной авиации, техники, передвижение военнослужащих недалеко от украинской границы», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Не подтверждают отвода также представители Вашингтона и НАТО. В Белом доме отметили, что не располагают информацией об изменении позиций вооруженных сил. На вопрос, могла ли Россия отвести свои вооруженные силы от границ с Украиной незаметно от министерства обороны США, глава пресс-службы Пентагона Стив Уоррен ответил, что такое невозможно. Не подтверждают слова Путина и представители НАТО: там не располагают доказательствами, что российские войска отошли от границы.

Тем временем, маховик санкций США против России продолжает набирать обороты. Президент Барак Обама сообщил, что торговые льготы США, предоставленные России на основании Генеральной системы преференций (ГСП), отменены. Это означает, что все товары, которые ранее попадали под режим ГСП, отныне при ввозе на территорию США облагаются таможенными пошлинами на общих основаниях.

В Минэкономики РФ дали понять, что считают эти санкции символическими, поскольку ГСП в отношении России утратило силу по макроэкономическим причинам. Но уже ясно, что любой шаг Москвы навстречу «сепаратистам» будет означать введение санкций против отраслей экономики РФ, недооценить которые будет сложно.

Таким образом, можно констатировать, что Путин оказался в «вилке» между тяжелым экономическим ущербом и не менее, а может быть и более тяжелыми последствиями разочарования, отчуждения и радикализации в российском обществе. Канализировать разбуженную национальную энергию русских ему некуда, и теперь она может обернуться против него.

Павел Кривошеев