Троллевые игры по-украински

Битва за лояльность электората на Украине ведется не только в реальном мире, но и в виртуальном пространстве. Штабы кандидатов в президенты активно покупают услуги ботнетов и «интернет-троллей». Этим грешат почти все «рейтинговые» кандидаты, но безусловный лидер - Юлия Тимошенко.

До выборов на Украине осталась всего неделя, и с главным претендентом на пост главы государства страна, если верить социологам, все уже ясно. Но активность предвыборных штабов всех кандидатов день за днем только растет: видимо, и в поствыборной борьбе политиков огромное значение будет иметь результат голосования в воскресенье.

В ход идут не только провокации на улицах и привычная агитация с помощью листовок и плакатов, но и проплаченные комментаторы в Интернете. Штабы основных кандидатов ведут между собой словесные баталии в социальных сетях, «троллят» друг друга в ветках комментариев под резонансными материалами СМИ, поливают друг друга грязью на форумах. Эта политическая кампания, которая получилась едва ли не самой грязной за все 23 года украинской независимости, позволяет отлично заработать и "профессиональным комментаторам", и владельцам и организаторам ботнетов, и спецам по рассылке спама.

Практически все наблюдатели сходятся во мнении, что активнее всего кампанию в интернете ведет Юлия Тимошенко. Тарас Березовец, один из политтехнологов, работающих на Тимошенко - популярная фигура среди пользователей украинских соцсетей. Но, очевидно, что интернет-пропагандой своего кандидата занимается не только он.

Активность других кандидатов в виртуальном пространстве заметно ниже. Так, лидер гонки Петр Порошенко, по мнению политтехнологов, использует "грязные" приемчики в Интернете не так активно, а Сергей Тигипко, Олег Тягнибок, Анатолий Гриценко, Олег Ляшко и Михаил Добкин  стараются не привлекать платных «интернет-троллей» в принципе.

Это тем более странно, что Партия регионов, из которой вышел Тигипко и которая стала платформой для продвижения Добкина, еще зимой активно использовала «троллей» в информационной войне против Майдана. Березовец говорит, что ранее в ПР ботов широко применяли - они даже получили прозвище "германоботов", поскольку их активность связывали с тогдашним аппаратчиком Януковича Анной Герман. Сейчас приоритеты и методы в ПР изменились, констатирует политолог.

Зато крайне изощренной в интернете выглядит кампания Тимошенко. Еще в конце апреля сайт Presidentshop, запущенный журналистами ТСН, рапортовал о том, что была обнаружена значительная накрутка голосов в пользу Тимошенко. "Популярность Тимошенко накручивается с помощью Twitter-ботов. Twitter - самая простая с точки зрения создания аккаунта и последующего его использования для накрутки социальная сеть. Этот способ накрутки настолько грубый, что не заметить его тяжело, особенно, когда накрутка идет такими стремительными темпами", - объясняет руководитель управления веб-разработок "1+1 Медиа" Павел Педенко.

Главная задача тимошенковских "ботов" - убедить интернетчиков в непорядочности ее главного оппонента Петра Порошенко. Кампания по дискредитации политика-кондитера ведется на всех фронтах - от ТВ до интернета. Расчет такой: интернет-пользователи сыграли ключевую роль на Майдане, и они до сих пор злятся, что перемены, на которые они так надеялись, реально не происходят. Так что почва для их обработки благодатная. Задача Тимошенко в интернете - не столько поднять собственный рейтинг (эта задача, в общем-то, уже безнадежная), сколько «уронить» ее главного конкурента.

В штабе Тимошенко по секрету рассказывают, что изначально люди, курирующие интернет-направление, хотели было обелить репутацию Юли. Мол, это не она, а Порошенко развалил "оранжевую" команду Ющенко. Были и другие месседжи: "Только Тимошенко способна защитить страну от внешней агрессии", "Воруют все. Тимошенко ворует даже меньше миллиардера Порошенко, хотя у нее было много возможностей" или "Юля отсидела и изменилась. Она стала другим человеком". Тысячи проплаченных комментаторов сутками расставляли нужные коменты в нужных местах, но позже эффективность этой работы была признана почти нулевой.

Тогда политтехнологи Леди Ю решили изменить тактику. И дали команду «троллям» сбивать рейтинг "Шоколадного зайца". Стали доноситься новые месседжи: "Порошенко старый, а не новый политик, поэтому с ним ничего не поменяется", "Порошенко - миллиардер, и идет в политику только для того, чтобы грабить население", "Порошенко уже стал частью клана Фирташа-Левочкина, который раскручивал Кличко", "Порошенко - трус. А трус не спасет страну", "Порошенко проплатил Майдан, а теперь хочет стать президентом" и т. д. Кандидата в президенты активно награждают нелицеприятными прозвищами: "Шоколадный заяц", "Петя-конфета", "Петя Вальцман" (отец Порошенко носил такую фамилию, но поменял ее после женитьбы) и др.

Штаб Порошенко предпринимал не слишком активные попытки запустить машину контрпропаганды. «Тролли», работающие на этого политика, доносят до широкой аудитории другие мысли: мол, "За Пороха будет голосовать и Восток, и Запад", или "Его ни разу не поймали на воровстве". Также было  заметно, как около недели тому назад в интернете стали массово появляться комментарии о необходимости поддержать Порошенко, чтобы он победил уже в первом раунде выборов. Это, по мнению проплаченных комментаторов, способно удержать страну от раскола, ибо если выборы будут проходить в два тура, то спасать ее "будет уже поздно".

Политолог Вадим Карасев говорит, что "грязные" технологии использовались всегда, но на этот раз они стали невероятно масштабными. "Оба кандидата до недавних пор обречены были играть в союзников, и прямой обмен уколами переместится в анонимный Интернет", - объясняет эксперт.

Помимо «троллей» штабы активно используют ботнеты - большие массивы фальшивых аккаунтов в соцсетях. Когда ботнет получает определенную команду, эти аккаунты начинают массово ее исполнять. Это намного дешевле, чем оплачивать "ювелирный" труд рядовых блогеров.

Кроме того, ботнеты используются для накручивания голосов за нужных кандидатов в ходе онлайн-опросов. Десятки тысяч зараженных вирусами компьютеров могут быть объединены в один ботнет, который по заказу оператора накрутит нужное количество голосов на определенном сайте незаметно для пользователей этих компьютеров.

Работа платного «тролля» обычно выглядит так. Он получает "темник" - список ключевых месседжей, которые нужно донести до аудитории. Часто в него входит также список ссылок на новости, которые нужно комментировать. Один тролль рассылает 50-100 комментариев в сутки, за что получает фиксированную оплату. Обычная стоимость одного комментария на Украине - одна-две гривны (3-6 рублей). Так что зарабатывают тролли редко больше $300 грн в месяц. "Это работа для простых студентов, которые все равно сутки напролет проводят в интернете. «Для них это более чем комфортный доход», - говорит (анонимно, естественно) один из членов штаба Тимошенко. По его словам, помимо студентов на такую работу соглашаются и домохозяйки.

Зарплата человека, который координирует работу «троллей»  - около $1500-2000 в месяц. Обычно один такой специалист курирует работу 20-30 «троллей». В его задачу входит написание "темников" и контроль за тем, чтобы его "подчиненные" выполняли норму, за которую получают зарплату.

Над кураторами обычно стоит опытный политтехнолог, который придумывает общую концепцию троллинга и методы ее реализации. Обычно он находит только кураторов, а самих троллей подбирают они сами на основе личных контактов. Зарплата политтехнолога, который, правда, занимается всеми аспектами кампании, а не только ее виртуальной частью, на Украине может доходить до нескольких сотен тысяч долларов за весь предвыборный период.

В штабах, возможно, искренне верят, что эффективность таких кампаний достаточно высока. "В отличие от России, где к троллям все привыкли, у нас это явление новое. А потому эффективнее: многие пользователи принимают проплаченные комментарии на веру", - резюмирует один из представителей штаба Порошенко.

Валентин Мальцев