Posted 27 июня 2014,, 11:59

Published 27 июня 2014,, 11:59

Modified 31 марта, 12:53

Updated 31 марта, 12:53

Украину подпустили к Европе

27 июня 2014, 11:59
Украина подписала многострадальное Соглашение об ассоциации с ЕС. Правда, потерь для украинской экономики от него может быть больше, чем пользы, но простые украинцы все равно уже мечтают о дешевых европейских товарах.

Президент Украины Петр Порошенко подписал в Брюсселе Соглашение об ассоциации с ЕС. По мнению главы украинского государства, это "исторический день" для его страны и самый важный момент со времен обретения ею независимости в 1991 году.

Порошенко говорит, что документ дает Украине "абсолютно новые перспективы", а председатель Европейского совета Херман ван Ромпей добавил перед подписанием: "Наша цель - полная интеграция ваших экономик (Украины, Молдавии и Грузии — ред.) в рынок ЕС. Безвизовый режим сделает наши общества ближе, он уже действует для Молдавии".

Однако зона свободной торговли может обернуться для Украины большими проблемами. Местные промышленники, ориентирующиеся на экспорт в Россию, ждут начала новой торговой войны с РФ. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уже пообещал: в случае необходимости Россия готова пойти на "защитные меры" по охране своего рынка от дешевых европейских товаров, поступающих через Украину. Но украинские производители готовятся к худшему. "Остановят вообще экспорт всех украинских товаров. Мы взвоем, переориентироваться на другие рынки сбыта будет очень тяжело", - подтверждает "Росбалту" топ-менеджер одного из предприятий легкой промышленности в Днепропетровске.

Ждет торговой войны с Россией и министр экономики Украины Павел Шеремета, хотя в целом чиновник настроен оптимистично. "Я думаю, что все происходящее сейчас с Украиной рано или поздно будет способствовать нормализации торгово-экономических отношений с РФ. Если негативный сценарий произойдет, компенсирует ли нам потери ЕС? Есть чистая математика: если брать рынок ЕС, то он в 4-5 раз больше, чем восточный рынок. Риски есть. На данном этапе мы больше знаем как раз восточный рынок. Поэтому здесь включается уже наше желание победить", - говорит он.

Но если смотреть на вещи без помпезной риторики, то все не так просто. Николай Толмачев, основатель и совладелец компании ТММ, говорит, что предприятия машиностроения и энергетики, безусловно, будут иметь проблемы со сбытом в Россию. "Бесспорно, экспорт сократится, но насколько - пока сказать сложно. Потеряют свои позиции предприятия, имеющие конкурентов в РФ. Их продукция может быть относительно просто и безболезненно вытеснена с российского рынка", - заключает эксперт. С другой стороны, он добавляет, что россияне уже давно вынашивают планы по отказу от украинского импорта.

Алексей Андрейченко, старший аналитик инвесткомпании "Арт Капитал", добавляет, что подписание соглашения с ЕС "негативно отразится на вагоностроительном секторе экономики". Эксперт ждет новых торговых барьеров со стороны России, куда украинцы продают 80% своих вагонов.

Роман Тополюк, аналитик инвесткомпании Concorde Capital, говорит, что проблемы ждут и металлургов. Но, по мнению эксперта, отношения с российскими заказчиками у украинских промышленников и так были достаточно сложные. "РФ проводит целенаправленную политику импортозамещения, запуская новые заводы и вытесняя украинские товары", - говорит Тополюк. Поэтому он считает ориентацию украинских властей на ЕС правильной - в долгосрочной перспективе. Но в ближайшее время целым отраслям экономики придется туго, предсказывает аналитик.

С другой стороны, украинские аграрии всерьез надеются на новые перспективы. "Украинский клуб аграрного бизнеса" прогнозирует, что объем выручки от экспорта украинских сельскохозяйственных товаров в ЕС уже в этом году может вырасти на 14,3% и будет расти дальше, потому что аграрии ежегодно смогут сэкономить на уплате пошлин в европейский бюджет до 140 млн евро.

Обычные граждане ждут удешевления товаров народного потребления и продуктов. "В Польше мясо стоит дешевле, чем в Украине, причем иногда в разы. Почему? Я вот жду, что польские сыры и мясо у нас появятся, а нашим производителям придется снижать цены и нормально конкурировать, а не грабить народ такими ценами", - говорит 32-летний владелец сети небольших точек, торгующих фруктами, Владимир Ланевич.

Многие украинцы надеются на то, что теперь из Киева в Европу будут летать больше лоукостеров, в связи с чем подешевеют и билеты на "обычные" рейсы. "Мы надеемся, что больше украинцев станет летать в ЕС, если подешевеют билеты. Начнем, наконец, активно продавать туры выходного дня", - говорит совладелец одного из киевских турагентств Анна.

Автодилеры теперь надеются, что "ЕС заставит украинскую власть убрать импортные пошлины на авто", и у них появится возможность "дешево ввозить в Европу б/у автомобили". По их словам, ввозные пошлины могут составлять до 40% стоимости подержанного авто из Европы, но вскоре "машины могут подешеветь почти в два раза". Киев, кстати, взял на себя обязательство отменить все экспортные пошлины в торговле с Европой в течение 10 лет.

Эксперт по международным вопросам Александр Палий предсказывает, что через два-три месяца на Украине на 5% снизятся цены на все импортные товары. Это и будет первым "подарком" для потребителей, который они заметят, говорит специалист. "Средний бизнес сможет экспортировать в Европу. Раньше это могли позволить себе только крупные бизнесмены. Но прежде всего население почувствует снижение цен на импорте продукции", - добавляет он.

Палий также прогнозирует ухудшение торговых отношений с Россией. "Но для нас это не драматично. За первый квартал этого года на Россию у нас ушло всего 19 процентов товаров из общего объема. Это достаточно мало. Кроме того, сегодня донецкая промышленность вообще не работает. Поэтому не стоит ожидать каких-то серьезных последствий от торговой войны с Россией", - заключает он.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко сказал корреспонденту “Росбалта”, что идею соглашения с ЕС лоббировали украинские олигархи, владеющие сельскохозяйственными и металлургическими предприятиями. Они надеются на новые рынки сбыта. “Уже сейчас экспорт чугуна и стали в ЕС вырос на 20% с начала года, а после подписания договора ожидается, что эти объемы еще вырастут”, - говорит эксперт. “Кроме того, ЕС выделяет экспортные квоты для пшеницы, кукурузы и мяса птицы. Хотя квоты небольшие, но это уже интересно для олигархов”, - добавляет он. За счет отмены пошлин автомобили из ЕС могут подешеветь на 20-25%, замечает Охрименко. На 10-12% могут подешеветь продукты питания из ЕС, прежде всего, мясные и молочные изделия из Польши, считает экономист.

Это плюсы. Говоря о минусах, Охрименко заметил, что часть украинского производства остановится. ЕС требует от Украины осуществить за 10 лет очень большую реконструкцию промышленности. На это нужно от $100 до $150 млрд в виде инвестиций. Скорее всего, таких денег Украина не сможет получить. Как результат, придется часть предприятий просто остановить и продать на металлолом. Это в первую очередь касается машиностроения, а так же нефтепереработки и другой «химии». Значительной части украинцев придется уехать на заработки в ЕС или Россию”, - резюмирует он.

Валентин Мальцев