Posted 30 июня 2014,, 08:01

Published 30 июня 2014,, 08:01

Modified 31 марта, 12:52

Updated 31 марта, 12:52

Украинцы Америки: "цивилизованный" национализм

30 июня 2014, 08:01
Североамериканские украинцы единодушно осуждают «российскую оккупацию». Накал страстей столь велик, что уже зафиксированы столкновения с местными русскими.

Активисты русской общины в Канаде обратились с письмом к президенту украинской общины. Как они утверждают, из-за выходок националистов «русскоговорящие граждане Канады, чувствуют себя под угрозой в своей собственной стране». Столь серьезное заявление сделано после нападения группы радикалов на русский детский образовательный центр в Виннипеге. Ворвавшиеся туда молодые люди требовали, чтобы работники центра передали торт с неприличным словом Владимиру Путину. При этом они выкрикивали антироссийские лозунги. Ранее украинские националисты пытались сорвать в том же городе празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне, организованное местной русской общиной.

Сторонники незалежности очень активны и в США, хотя здесь до открытых столкновений с местными русскими дело, к счастью, не доходило. Во всех крупных городах Америки прошли митинги выходцев с Украины с осуждением «российского империализма», собираются средства в помощь «воюющей с оккупантами родины». Не остался в стороне и не слишком большой по американским меркам город Сан-Диего.

Здесь своеобразным «штабом» сторонников незалежности стал «Украинский дом». В парке Бальбоа, являющемся одним из самых посещаемых туристами мест города, есть площадь, где многие страны имеют свои небольшие здания-музеи, по сути - культурные центры. Для того, чтобы открыть такой музей должны найтись энтузиасты, готовые в них работать. Увы, среди русских таких не отыскалось, а вот украинцы свой «дом» открыли. Здесь работают две старушки, которые были угнаны немцами на работу в Германию.

Сегодня львиная доля экспозиции культурного центра посвящена последним событиям. В центре музея возвышается статуя полуобнаженного Виталия Кличко с украинским флагом на шее. Картина местного художника о майданщиках показывает их в виде благородных почти былинных богатырей. Есть и стенд "небесной сотни" – так на Украине называют погибших в Киеве противников Януковича. В музее также собрана подборка литературы по теме «руссификация – геноцид украинцев». На обложке одной из таких книг изображена украинка с венком из колючей проволоки.

«В мире нет народа, который пострадал бы больше чем украинцы. Сейчас Россия вновь напала на нашу многострадальную землю. От того сможем ли мы отстоять свободу Украины, зависит будущее нашей страны. И, конечно же, мы пытаемся заострить внимание американцев именно на современных проблемах нашего государства. В ближайшее время мы подготовим обширную экспозицию о борьбе с российскими оккупантами на Востоке », - поведала мне одна из старушек. Мой вопрос, есть ли среди местных украинцев такие, которые поддерживают Донбасс, вызвал у моей собеседницы неподдельное возмущение: «Таких предателей среди американских украинцев нет!».

И, судя по всему, работница музея не лукавила. По крайней мере, мне так и не удалось встретить в США украинца, не возмущавшегося «аннексией» Крыма и «агрессией России» в Восточной Украине.

Причем, так рассуждают не только этнические украинцы, но практически все уроженцы Украины оказавшиеся в США. Так, в Сан-Диего у меня есть знакомая — наполовину русская, наполовину еврейка, а ее муж украинец лишь на четверть. В начале 90-х они отдали своего сына в Киеве в украинскую школу, тем самым «борясь» с советским наследием. Оказавшись в Америке, они уже и забыли о своей "украинскости", но последние события вновь всколыхнули былое. Так, эта женщина, кипя от возмущения, рассказывала мне о врожденном высокомерии русских к другим народам и о несчастных украинцах, которым страшная Россия не дает быть хозяевами в собственной стране.

Достаточно показателен и пример моего знакомого - гражданина Израиля, который сейчас вернулся в родной Харьков и стал очень активным борцом за «новую Украину». Этот человек из идеологических убеждений пытается говорить на украинском, помогает в организации «промайдановских» митингов и развозит гуманитарную помощь воюющим солдатам. Свои мотивы он объяснял мне так: «Когда я уезжал из СССР в Израиль, то я не верил, что в Украине может быть что-то путное. Но сейчас выросло новое поколение. Появилась надежда».

«Раскол на Украине - это выбор между европейской и евразийской цивилизациями», - заявил «Радио Свобода» сторонник новых украинских властей, председатель ассоциации еврейских общин Украины Иосиф Зисельс. Еврейский лидер даже в шутку предлагал поменять 5 миллионов россиян, желающих жить по «европейским правилам», на такое же количество жителей его Украины, предпочитающих российские. В цифрах приведенных «главным евреем» можно и усомнится, но вопрос о выборе цивилизации, похоже, точен. Естественно, что большинство американских выходцев из Украины - сторонники «западной модели», и поэтому поддержка ими новых украинских властей вполне логична.

В то же время патриотизм американских украинцев имеет и свои местные особенности. Так, меня, например, сильно удивило, что в «украинском домике» на стене не было портрета Степана Бандеры. А когда я спросил смотрительницу, что она думает об этом политике, то она мне ответила вопросом: «Почему я должна о нем думать? Он что, мой родственник?»
Многие из американских евреев и поляков (кстати, польский и израильский домики на площади тоже есть) осведомлены о причастности лидера украинских националистов к геноциду их народов, а в современной Америке даже непрямое оправдание расизма очень непопулярно. Поэтому местные украинцы пытаются избегать этой «скользкой» темы.

Еще до нынешних украинских событий я остановился с русской девушкой в гостинице в горах Калифорнии. Неожиданно к нам подошла соседка: «На каком языке вы говорите? Похож на язык моих родителей». Выяснилось, что ее дедушка был «украинский политический активист и погиб в вашей Сибири». Женщина охотно говорила о величии Украины и о многовековой борьбе ее исторической родины за независимость. Однако когда я спросил мою знакомую, что она думает о Степане Бандере, то ее энтузиазм тотчас же иссяк. Она дипломатично заявила, что мало знает о том времени, и что она «все-таки скорее американка, чем украинка». А ее заботливый муж сразу же перевел разговор на другую тему.

Игорь Ротарь, Сан-Диего

фото автора