Posted 29 августа 2014,, 09:04

Published 29 августа 2014,, 09:04

Modified 31 марта, 11:52

Updated 31 марта, 11:52

Город «плохих» ополченцев

29 августа 2014, 09:04
О трагедии и гуманитарной катастрофе в Луганске знают сегодня все. Но маленьким «прифронтовым» городкам живется не легче. Например, жителям Первомайска, который продолжают удерживать ополченцы «несистемного» Алексея Мозгового.

СМИ уже давно ничего не говорят о Первомайске, что находится всего в 72 км от областного центра. Там более месяца ведутся ожесточенные бои, и нет данных ни о жертвах, ни о разрушениях. Последняя официальная информация датируется 12 августа, когда представители ОБСЕ в своем отчете заявили, что с 22 июля в городе погибли около 200 человек, а из 80-тысячного населения осталось всего 10 тысяч. Правда, первомайцы утверждают, что это не так, и город опустел всего наполовину.

Алексей Мозговой – фигура неоднозначная. Ему не нравится подчиняться руководству ЛНР и ДНР, и он имеет собственный взгляд на происходящие события. Мозговой еще весной заявлял, например, что идти на переговоры с украинской властью и договариваться о сотрудничестве с Олегом Царевым (тогда еще просто депутатом, а не спикером парламента Новороссии) ни в коем случае нельзя. По мнению Мозгового, ополченцы должны своими силами отбиться от армии Украины и присоединиться к России

Слишком радикальные взгляды Мозгового и его самопиар на российском ТВ не понравились руководству ЛНР, тогда-то и назрел конфликт. В «Армии Юго-Востока» поговаривали, что Мозговой привез от какого-то российского мецената значительную сумму на нужды ЛНР, однако деньги якобы в общий котел не пошли.

Пополнял свои ряды ополченец-радикал, откровенно запугивая жителей небольших городов. Люди Мозгового приезжали на шахты и предприятия, блокировали их работу и требовали в обмен на ее возобновление, например, 50 «добровольцев». Так он действовал, пытаясь удержать Лисичанск, эти же методы применял и в Первомайске.

Участились и задержания ополченцами горожан и селян на прилегающих к городу территориях вообще без всякого повода. Мужчин забирают прямо с работы, допрашивают на предмет - «а не шпион ли ты», и настоятельно «убеждают» пополнить ряды ополчения.

Бомбежки украинской армией Первомайска, имеющего стратегическое значение для «Луганской народной республики», начались для горожан неожиданно, хотя с момента объявления АТО прошло к тому времени уже два месяца. Несмотря на то, что еще с начала июня в город съезжались небольшими группами ополченцы, местные жители никак не думали, что война придет и к ним. Но она пришла - 22 июля.

Многие из местных бежали из города сразу же, в том, в чем были одеты, не успев прихватить даже документы. А спустя сутки город был перекрыт для въезда, забрать личные вещи из осажденного Первомайска стало невозможно. Из города можно выйти или войти в него лишь в обход блокпостов ополченцев, однако горожане не решаются передвигаться через поля или лесополосы, так как боятся мин, «растяжек» или автоматной очереди в спину — с любой стороны.

Всего за несколько недель 80-тысячный город был практически разрушен. Уничтожена вся инфраструктура, пострадал электромеханический и ремонтно-механический заводы, районный паспортный стол, школы, детские сады, техникум, городская больница и роддом, рынок. Разрушены частные и многоэтажные дома. В городе уже месяц нет газа (в Луганске есть!), электроэнергии и связи. Городским властям иногда удается подвезти в Первомайск воду и небольшие партии продуктов, помощь городу также оказывают харьковские волонтеры. Однако даже за гуманитаркой люди не спешат — боятся, что убьют по дороге. Что успели запасти в первые дни боев, то и едят.

Десятки тел погибших находятся под завалами, некоторые долго лежат просто посреди улиц, забрать их оттуда невозможно из-за регулярных обстрелов. Убитых хоронят на дачных участках, в огородах частных домов и на придомовых территориях.

Крупные магазины продуктов и бытовой техники были разрушены в первые дни бомбежки, а потом их разворовывали как ополченцы, так и местные жители. «Сосед притащил из «Детского мира» холодильник. Однако я убедилась, что воровство до добра не доведет. За несколько минут до того, как он приволок его к подъезду, в его квартиру попал снаряд», - рассказала горожанка Валентина. Хотя можно на этот случай посмотреть и по-другому. В данном случае «соседу», наверное, даже повезло — сидел бы дома, может, и холодильник ему бы уже был ни к чему.

Продуктовые базы города сразу же оказались под контролем ополченцев, жители, бежавшие из Первомайска, утверждают что населению оттуда не досталось ничего. Хотя из «обобществленных» магазинов какая-то раздача все-таки была. «Сам стоял в такой очереди, надеялся, что дадут что-то съестное, но выдали мне лишь кетчуп, соседу – горчицу. Что с этим делать, когда семья голодает, я ума не приложу», - рассказывает один из жителей.

Очень трудно тем, у кого есть маленькие дети. Детское питание в город не завозится, нет и молочной продукции.

Горожане жалуются, что «плохие» ополченцы мародерствуют в брошенных квартирах, ведут себя грубо и даже вызывающе по отношению к оставшемуся местному населению. «Я бежала в Первомайск из Луганска еще до того, как здесь начали бомбить. В Луганске такого мародерства не было. Здесь же оно сплошь и рядом», - рассказывает Анна.

Бежавшие из города в один голос заявляют, что такие «защитники» им не нужны. Ополченцам Мозгового за месяц удалось основательно подорвать доверие жителей к самой идее независимости Донбасса. А оно у первомайцев точно было. Сейчас же измученные горожане просто хотят мира, чтобы никто ни в кого не стрелял. Но бойцы Мозгового заявляют, что будут стоять до последнего. Впрочем, их «оппоненты» ведь тоже не собираются прекращать забрасывать город снарядами.

Анна Громова