Posted 12 сентября 2014,, 11:46

Published 12 сентября 2014,, 11:46

Modified 31 марта, 11:39

Updated 31 марта, 11:39

Стена нашего плача

12 сентября 2014, 11:46
На Украине начали строить систему заградительно-оборонительных сооружений на границе с Россией. Эксперты говорят, что от реального военного вторжения она не спасет, но может иметь определенное пропагандистское значение.

Широко раскрученный проект строительства украинской «Стены» получил путевку в жизнь. Ее сооружение уже началось. В СНБО говорят, что проект собираются реализовать на протяжении 2014-2015 гг., и что строительство пройдет в два этапа. Начнут сооружать «Стену» на границе с Россией в Черниговской, Харьковской и Сумской областях - там, где нет боевых действий. На втором этапе - видимо, когда с ополченцами установится полноценный мир, - ее будут достраивать в Донецкой и Луганской областях. Общая протяженность «Стены» составит около 2000 км.

В действительности, «Стена» - это, конечно, никакая стена. Чтобы оградиться от России реальным бетонным сооружением, у Украины не хватит денег и бетона. Поэтому строить будут оборонительную линию — со рвами в два метра глубиной и до четырех метров в ширину. Тут же сделают земляные насыпи. Вдоль всей «Стены» натянут колючую проволоку, параллельно проложат грунтовую дорогу для перемещения украинской боевой техники. А еще вдоль всей границы установят через каждые двадцать километров смотровые вышки. Будет даже «Стена» между материковой Украиной и Крымом - правда, похоже, без рва. Пограничникам собираются закупить новую военную технику, специальное снаряжение, средства контроля и фиксации правонарушений.

Автор идеи создания «Стены» - губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский - носился с ней еще несколько месяцев назад. Он предлагал отгородиться от соседей колючей проволокой и реализовать проект за счет днепровских бизнесменов. Тогда его зам Борис Филатов оценивал строительство в 100 млн евро и рассчитывал, что осуществить его можно будет за пять-семь месяцев. Кабмин во главе с Яценюком, решили пойти дальше и не ограничиваться «колючкой». Правительство, утвердив проект 5 сентября, замахнулось на строительство чего-то вроде "линии Маннергейма" (кое-кто предлагает назвать ее "линией Гелетея»), и стоимость такой системы обороны, конечно же, будет намного выше. Где взять деньги - неясно.

В правительстве, очевидно, попытаются протолкнуть идею в Брюсселе: мол, «Стена» лет через несколько будет стоять уже на границе ЕС, а потому и европейцы тоже должны хотя бы деньгами поучаствовать в ее строительстве. Украинские политики уже открыто говорят, что рассчитывают на поддержку Евросоюза и США. Вашингтон, кстати, проект одобрил и даже пообещал выделить пару тысяч катушек с проволокой на общую сумму больше $430 тыс. Яценюк вдобавок успокаивает тем, что раз строительство будет проводиться в два этапа, то пока о деньгах можно не переживать: на реализацию первого деньги найдутся внутри Украины, а там будет видно.

Эксперты, впрочем, в эффективности этого заградительного сооружения сомневаются. Вот, например, директор военных программ центра Разумкова Николай Сунгуровский полагает, что проект "Стена" изначально провальный: от переброски на Украину самолетов и десанта он не защитит, от масштабной наземной военной операции - тоже, от экономического давления России, разумеется, ни в малейшей степени. Поэтому аналитик считает, что в условиях, когда у государства нет денег на масштабные инфраструктурные проекты, и тратиться на строительство «Стены» незачем.

А вот военный эксперт Владимир Горбач полагает, что такое строительство лишним не будет. "Во времена кризиса такие проекты имеют больше психологическое значение, чем военно-техническое, - подчеркивает он. - Понятно, что вражеская армия при желании и соответствующем техоснащении любые рвы и стены может преодолеть. Но это задерживает маневренность врага, усложняет его работу, и позволит ВСУ сконцентрироваться на конкретном направлении".

Директор Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов уверен, что это еще и важный имиджевый проект для Украины, который покажет всему миру, "что такое РФ", раз соседям приходится отгораживаться от них стеной.

Денис Богу, политтехнолог и эксперт в сфере стратегических коммуникаций, говорит, что инициатива правительства - элемент "информационной войны". Причем, убежден он, на строительство объекта у Украины не хватит ни денег, ни желания. "Это больше похоже на PR-компанию Яценюка, чем на реальный проект. Возможно, его и начнут, возведут какую-то часть, чтобы грибники не заблудились, а потом разворуют деньги и на этом все закончится", - прогнозирует эксперт.

Со строительством такой «Стены» есть ряд технических и юридических сложностей. Во-первых, Украина и Россия так и не проводили демаркацию границы. Поэтому где ставить «Стену», не очень понятно: придется либо «с запасом» отодвигать ее вглубь Украины, или рисковать залезть на чужую территорию, дав повод соседу ее разрушить на «законных основаниях».

Во-вторых, пока неясно, какой такой "особый статус" Донбасса предлагает в своем мирном плане Порошенко, и согласятся ли на него ополченцы — сейчас они заявляют, что никакие варианты кроме независимости ДНР и ЛНР их не устроят. Ведь даже по официальным оценкам Киева (их недавно озвучивал лидер "Блока Петра Порошенко" Юрий Луценко), украинские силы не контролируют как минимум треть территории Донбасса. Более того, под контролем ополченцев находится значительный кусок границы, и вряд ли они согласятся, чтобы Киев отгораживал их от России.

В-третьих, вряд ли с энтузиазмом на строительство такой "Стены" отреагируют жители пограничных украинских сел. Поскольку на многих участках границы ее в физическом смысле не существует, украинцы и россияне часто ходили друг другу в гости ли в лес по грибы в обход погранпереходов. Да что там говорить, в Луганской области есть поселок Меловое. Так вот, одна его часть находится на Украине, другая в России, где он называется поселок Чертково. Пограничной линией служит улица Дружбы народов, проходящая примерно посредине. Вряд ли украинский кабмин решится разделить соседей рвом или колючей проволокой, ну, а раз Стена получится дырявой, то нужна ли она вообще?

Зато навредит отношениям двух стран она обязательно — это ведь только кажется, что хуже уже эти отношения уже быть не могут. Очень даже могут. Политолог Олег Постернак говорит, что строительство объекта станет сигналом того, что «холодная война» между Украиной и Россией объявлена на долгие годы. «Проблема геополитической уязвимости Украины не будет решена... Проект "Стена" носит не столько военно-стратегический характер, сколько символический. "Стена" может стать атрибутом новой «холодной войны», как и Берлинская стена, возведенная в 1961 г. в послевоенной Германии", - отмечает Пастернак.

Кстати, кроме выполнения своей основной функции, «Стена» может стать еще в какой-то степени и «культовым» сооружением, этакой российско-украинской «Стеной Плача», возле которой можно будет поскорбеть о судьбе разделенных братских народов. Только с разных сторон.

Валентин Мальцев