Posted 14 октября 2014,, 17:12

Published 14 октября 2014,, 17:12

Modified 31 марта, 11:07

Updated 31 марта, 11:07

Тайна донецкого аэропорта

14 октября 2014, 17:12
Упорные бои в аэропорту Донецка объясняются стратегической важностью этого объекта. А система подземелий под ним позволяет украинским войскам восполнять убыль в живой силе и боеприпасах.

За минувшие сутки ополченцы (как они сообщают сами) отбили две попытки боевиков «Правого сектора», окруженных в донецком аэропорту, соединиться со своими. На помощь к правосекам пыталась пробиться украинская бронетехника, но в ходе тяжелого боя была остановлена. По словам замминистра обороны ДНР Эдуарда Басурина, при этом погибли трое ополченцев, 11 тяжело ранены, а остатки бойцов батальона «Днепр-1», разбитых подразделением Моторолы «Спарта», бежали до самой Авдеевки, куда вошла танковая колонна украинских силовиков.

Между тем, не проходит дня без сообщений об обстрелах Донецка со стороны аэропорта. Так, 8 октября, открывая пресс-конференцию, премьер ДНР Александр Захарченко сообщил: «Вот сейчас в районе вокзала упал снаряд, пробил крышу «Амстора», разорвался прямо в торговом зале, девять раненых – дети, старики, женщины. Двое сотрудников магазина в очень тяжелом состоянии».

«Аэропорт находится практически на 100% под нашим контролем, - пояснил на той же пресс-конференции ситуацию Захарченко. - Не находятся под нашим контролем Авдеевка и Пески. С территории этих населенных пунктов обстреливаются аэропорт и город Донецк. Удар по «Амстору» наносился как раз из района Песок. Чтобы украинские власти не говорили, что они контролируют аэропорт - я вчера и позавчера был в аэропорту. Мы ходили по новому терминалу. Небольшая группа украинских военных заблокирована в старом терминале. Но они абсолютно не мешают нам находиться на территории аэропорта, передвигаться по взлетно-посадочной полосе. Я не вижу проблемы в этом объекте, проблему создают украинская воинская часть в Авдеевке и в районе Пески. Как бы Украина ни говорила, что вот мы такие держим аэропорт, на самом деле флаг висит там наш, флаг висит там давно, украинского флага там нет. Шестьдесят человек, находящихся в старом терминале, мы с ними по телефону общаемся, предлагаем сдаться. К сожалению, это «Правый сектор», сдаваться он не хочет, это вот и вся проблема. Населенные пункты мы не обстреливаем, ни Пески, ни Авдеевку. Мы считаем их своими, там наши земляки живут, у многих бойцов там семьи. Если бы мы их обстреливали, как оттуда обстреливают нас, мы бы уже давно были возле Куратово и в Красноармейске», - сказал Захарченко.

Почему же украинские войска так вцепились в донецкий аэропорт, и удерживают его столь дорогой не только для ополчения, но и для себя, ценой? «Аэропорт нельзя сдавать,- пишет Игорь Луценко, активист Майдана, кандидат в депутаты Рады от партии Юлии Тимошенко. - Там многоуровневые, эшелонированные оборонительные сооружения времен СССР. До 5 этажей под землей, километры подземных ходов. Это плато нависает над Донецком, как Дамоклов меч. Развернуть любую имитацию государственного строительства у ДНРовцев не выйдет, пока аэропорт остается украинским. Поэтому и бросают они на аэропорт лучшие силы. И гибнут».

Стратегическую важность и удобство аэропорта для обстрелов Донецка подтверждают и в ополчении. «Когда в 30 минутах неспешной езды от органов власти ДНР и штаба ее армии сидит украинская группировка с артиллерией и танками, регулярно обстреливая город, то это, согласитесь, как-то неправильно», - прокомментировал ситуацию «Росбалту» экс-заместитель главы МИД ДНР Борис Борисов.

«Для украинцев аэропорт это плацдарм для наступления на Донецк и удобная позиция для обстрелов города. Для ополчения, разумеется, важно этот плацдарм из-под украинцев выбить», - подтвердил в беседе с «Росбалтом» координатор добровольческой помощи ополченцам Донбасса Александр Жучковский.

«Да, это идеальный плацдарм для обстрелов города, - сказал «Росбалту» ополченец Москвич. – Под Донецком есть другие удобные для обстрелов пригороды, но в них нет таких шикарных советских подземных бункеров: отработал и спрятался».

По словам ополченца, в Луганске до освобождения аэропорта дело обстояло примерно так же: «Там плацдарм аэропорта использовался не только для обстрелов южных пригородов Луганска, но и как острие полукольца блокады, охватывавшего город с запада и юга, - пояснил Москвич. - Но там не было таких мощных подземных сооружений, как в Донецком аэропорту. Помню, колбасили их «Градами» с Краснодона жутко. Летели ракеты чуть не всю ночь напролет».

При этом все собеседники «Росбалта» подтвердили, что в качестве аэропорта как такового донецкий авиахаб сейчас ополченцам и властям ДНР не нужен.

«Как аэропорт он не нужен, так как давно разбомблен, - пояснил Борис Борисов. - Для начала хорошо бы пустить нормальные поезда в Россию. Сейчас поезда в Киев ходят, а в соседний Ростов - только на такси, за 10 000 рублей. Но даже планов таких у властей республики и у Москвы нет», - с сожалением отметил экс-зам министра.

Павел Кривошеев