Posted 22 октября 2014,, 11:30

Published 22 октября 2014,, 11:30

Modified 31 марта, 11:00

Updated 31 марта, 11:00

Одной гривной сыт не будешь

22 октября 2014, 11:30
Украинские предприниматели не могут покупать валюту для расчетов с зарубежными партнерами, что сказывается на осуществлении многих проектов. Вину все возлагают на руководителя НБУ Валерию Гонтареву.

Нефть дешевеет уже пару недель подряд. По идее, для измученных запредельными ценами на бензин украинцев, это хорошая новость: топливо тоже должно стать дешевле. Но на самом деле этого не происходит. Почему?

Директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн говорит, что украинцам рассчитывать на дешевеющий бензин в обозримом будущем не приходится. Более того, в скором времени на заправках может проявиться дефицит топлива, а некоторые сети АЗС и вовсе могут закрыться. По мнению эксперта, главная проблема для рынка - дефицит валюты у нефтетрейдеров. Им просто нечем рассчитываться за поставки топлива, и невозможно пополнить запасы бензина.

"Сегодня сложилась абсурдная ситуация: цены на нефть упали, снизились закупочные цены на нефтепродукты, но приобрести их украинские компании не могут. Причина – отсутствие валюты", - объясняет Куюн.

По данным "А-95", в настоящее время на счетах крупнейших нефтетрейдеров в НБУ есть достаточный объем денег для того, чтобы можно было закупить 200 тыс. тонн нефтепродуктов. Это всего лишь 30% от их месячного потребления на Украине. Дальнейшие их поставки остаются под вопросом. Ограничения, которые НБУ ввел на валютном рынке, фактически закрыв для импортеров возможность приобретать доллары и евро в банках, могут привести к полному параличу рынка, полагает Куюн. В ближайшее же время, очевидно, никто из тех игроков, у кого бензин и дизтопливо еще есть, продавать его по сниженным ценам не будут.

"Если не решить вопрос с валютой сегодня, через пару недель дефицит топлива приобретет очень явные формы, и я не исключаю остановки некоторых АЗС", – резюмирует эксперт.

Но проблемы с валютой испытывают не только нефтетрейдеры. В настоящее время ее не хватает буквально всем. Особенно возмущены происходящим иностранные инвесторы, работающие на Украине. Немецкая газета Die Welt и ее корреспондент Эдуард Штайнер называет сложившуюся в стране ситуацию абсурдной: мол, Запад "бьется с Украиной на одной стороне", но та применяет "санкции" к западному бизнесу.

Под санкциями газета имеет в виду неоднократные за последние недели ужесточения и без того строгого валютного законодательства. Фактически, западные компании не имеют возможности конвертировать гривневую выручку в валютный доход и вывести капитал за пределы Украины. Хуже всего то, что многие компании, особенно импортеры, лишены средств для расчетов со своими поставщиками. Нормальная работа бизнеса была парализована.

Так, 23 сентября Нацбанк Украины ввел в действие несколько изменений, смысл которых сводится к тому, чтобы иностранная валюта, однажды попавшая в страну, уже не "убегала" из нее обратно. Теперь 75% валютной выручки каждый экспортер может получить себе только в гривнах. При этом мнением бизнесменов, клиентов банков никто не поинтересовался.

Если компании нужны доллары, а официально их купить нельзя, бизнесмены обращаются к теневому рынку валюты. А у спекулянтов доллар и евро всегда дороже на 1-1,5 грн, чем в банке. Это, конечно, приводит к большим потерям бизнеса на курсовой разнице: фактически получается, что предпринимателю нужно сдать государству доллар по 12 грн, а потом купить его уже за 14 грн у валютчиков, которые незаконно приобретают доллары и евро в обменниках по завышенному курсу.

Есть у бизнесменов и проблемы с выводом валюты за рубеж. В день один человек не может переводить на счета иностранных физлиц и фирм больше 15 тыс. грн, это всего $1100. Если ты импортируешь товара на сумму больше $23 тыс. в месяц (на выходных банки не работают), и у тебя есть валюта, приобретенная на черном рынке, то для того, чтобы перевести ее контрагенту, придется подключать коллег или родственников.

Но все эти схемы - это только для приспособившихся сосуществовать с украинской властью местных жителей. Иностранным инвесторам приходится особенно тяжело. Они привыкли все делать по правилам и законно, "теневые" схемы обычно не используют, а потому работать на Украине им становится все труднее.

Исполнительный директор консалтинговой компании Interbilanz Вильфрид Зарлес говорит в интервью Die Welt, что подобные инициативы украинских властей не только подрывают экономические отношения между странами, но и "нарушают двусторонние соглашения о защите инвестиций". "Немецкие компании проявляли большое терпение, но новые положения Нацбанка Украины выходят за всяческие рамки", - добавляет немецкий экономист Александр Маркус.

Сейчас на Украине действуют около 4 тыс. компаний из ФРГ, и все они жалуются на то, что работать стало просто невыносимо: коррупция никуда не делась, работать "по-белому" де-факто невозможно, а из-за экономического кризиса немецкий экспорт на Украину упал на 32%. Большая часть фирм уже готова свернуть свою деятельность на Украине, подчеркивают немецкие журналисты. Разумеется, те же проблемы касаются всех иностранных компаний, работающих на Украине.

С серьезными трудностями столкнулись и украинские импортеры и посредники. "Если так пойдет и дальше, то легальная торговля вообще остановится. Будем как в 90-е возить деньги в сумках. Разумеется, вырастут риски, вернется криминалитет, и все эти риски и траты будут закладываться в стоимость товаров. Потребители "среднего звена" могут вообще забыть на ближайшие месяцы про то, что смогут себе позволить что-то импортное", - рассказывает работник одной из киевских компаний, поставляющих из Европы обувь и женские платья.

"Валюты не хватает не только импортерам, но и тем, кто шьет в Украине, ведь им нужно закупать сырье за границей. От дефицита доллара страдают и отечественные производители обуви", - добавляет резидент Ассоциации обувщиков Украины Александр Бородыня.

Те же проблемы и у продавцов лекарств. Аптеки работают под реализацию, задерживая выплаты импортерам на два-три месяца. "Дистрибьюторы заказывают препараты у нас за валюту, конечный потребитель платит в гривне, аптеки им перечисляют средства за распроданные лекарства через несколько месяцев, из-за скачка валюты после конвертации вместо условно тысячи долларов от аптечных сетей они получают $700. Чтобы избежать банкротства, дистрибьюторы вынуждены вкладывать в отпускную цену для аптек курс с завышением на 15–20%", - объясняет глава представительства Astellas в Украине Кшиштоф Седлецки.

Сейчас киевская власть всеми силами искусственно сдерживает падение гривны накануне выборов. Но если НБУ, которым управляет, кстати, экс-бизнесмен и вроде как "рыночник" Валерия Гонтарева, не изменит свою политику, Украина потеряет не только серьезный объем ВВП, но и шансы на то, что иностранные инвесторы когда-нибудь вновь в нее поверят. Нынешние действия регулятора на деле еще менее "рыночные", чем были во времена Януковича. Отчаяние и безысходность - такими словами сейчас можно охарактеризовать настроение практических всех украинских бизнесменов.

Валентин Мальцев