Posted 24 октября 2014,, 09:30

Published 24 октября 2014,, 09:30

Modified 31 марта, 10:58

Updated 31 марта, 10:58

Дорогая украинская политика

24 октября 2014, 09:30
Нынешняя кампания по выборам в парламент Украины была самой дорогостоящей за всю ее историю. Каким будет состав Рады пока, конечно, не известно, но при этом в Москве уже говорят, что признают итоги голосования.

Давайте вспомним, что после февральского переворота на Украине «частично легитимной» российские политики называли только Раду, но ее новый, состав, видимо станет «легитимным на все 100». Кремль уже фактически заявил о том, что готов признать результаты парламентских выборов. Глава администрации Путина Сергей Иванов, отвечая на вопрос, заданный по этому поводу, сказал: "Признает, не беспокойтесь".

Понятно, что практически у всех остальных стран такой проблемы — признавать, не признавать — вообще не было, и, надо сказать, что внимание к этим выборам во всем мире запредельно высокое. Десант российских, немецких, американских, британских, шведских, польских, французских журналистов уже начал высаживаться в Киеве.

Председатель Европарламента Мартин Шульц заявил, что эти выборы могут добавить Украине стабильности. В госдепе США подчеркнули, что выборы на Украине поддерживают и осудят любые попытки их сорвать. "Мы высоко ценим усилия украинского правительства по обеспечению свободных, справедливых и инклюзивных (вовлекающих самый широкий круг участиников — прим. «Росбалта») выборов", - отметил пресс-секретарь Госдепа США Джен Псаки.

В Киеве всю серьезность мероприятия тоже понимают. В день выборов Верховной Рады к охране общественного порядка будут привлечены 82 тыс. сотрудников органов внутренних дел. По словам главы МВД Арсена Авакова, 61 тыс. правоохранителей будут заниматься непосредственно охраной избирательной документации и самого процесса голосования, 18 тыс. милиционеров выйдут на улицы для усиленной охраны общественного порядка и 4 тыс. войдут в группы специального реагирования.

Но хотя внешне все накануне голосования выглядит довольно "прилично", то сама предвыборная гонка была совсем не такой "чистой", как обещали власти. "Черные" пиар-технологии против оппонентов стали особенно активно использоваться как раз на последней перед выборами неделе.

Лидер Радикальной партии Олег Ляшко, теряющий рейтинг со второй половины лета, сделал ряд заявлений, в которых позиционировал себя как «жертву олигархов", имея в виду в первую очередь губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. То на него якобы совершили покушение в Ивано-Франковске, то будто бы угрожали. Активно муссировались слухи о том, что олигархи хотят "стереть его с лица земли", но распознать в этом всем обычные пиар-технологии не для кого не составило никакого труда.

Сергей Тигипко, лидер "Сильной Украины", в политике давно, но его попадание в Раду под большим вопросом. Поэтому на этой неделе политтехнологи активно работали над "вбросами" в адрес его конкурентов - главным образом, против бывших соратников из Партии регионов, которые объединились в "Оппозиционный блок". Пиарщики Тигипко сообщали о том, что ОП якобы поддерживает и финансирует сам Янукович, который мечтает вернуться в кресло украинского президента.

Кроме того, серьезным конкурентом Тигипко в юго-восточных областях Украины оказался "Народный фронт" премьера Арсения Яценюка. Неудивительно, что тут же появились слухи о связях Яценюка с Януковичем - о том, что его должность в качестве премьера "согласована" с бывшим «гарантом».

Была в ходу в этом году и традиционная "гречка", несмотря на то, что функционеры из МВД и прокуратуры объявили ее подкупом избирателей. Тем не менее, все было как обычно: мальчики и девочки в "корпоративных" костюмах разных партий красили заборы, ремонтировали дороги, убирали дворы вместо дворников. В селах раздавали "продпайки": в стандартный набор входит литр подсолнечного масла, килограмм гречки, плитка шоколада, пачка сливочного масла.

Было заметно, что на этот раз никто не скупился на наружную и телевизионную рекламу. За первые недели предвыборной кампании-2014 ТВ-агитации было в 1,5 раза больше, чем на прошлых парламентских выборах, говорится в исследовании Nielsen. Эксперты обратили внимание, что в кризисном 2014 году политики потратили на рекламу намного больше, чем в стабильном 2012-м. "По сравнению с 2012-м разница драматическая. За первые 18 дней старта избирательной кампании на ТВ политические партии разместили 144 часа видео на 17 телеканалах. В 2012-м за первые 20 дней политическая реклама присутствовала на девяти телеканалах, ее общая продолжительность составляла 96 часов", - говорит медиаэксперт Орест Билоскурский. И это при том, что потратиться на телерекламу позволили себе только 12 из 29 партий, участвующих в выборах.

Минута эфирного времени в прайм-тайм на украинских каналах стоит от $5 тыс. до $15 тыс. Два года назад стоимость политической рекламы была в 3-6 раз меньше, говорят эксперты. Если предположить, что партии покупают время по официальным ценам, то Народный фронт Яценюка и Турчинова, выкупивший 22% всего эфирного времени, потратил за первые 18 дней на ТВ-агитацию около $3,3 млн, Батькивщина - $2,3 млн, а Блок Петра Порошенко - $1,8 млн.

Предварительный результат всех этих усилий можно видеть в результатах многочисленных опросов. Центр "София" и Украинский институт социологических исследований им. Александра Яременко, например, отдает "Блоку Петра Порошенко" 28,3% голосов избирателей, Радикальной партии — 12,6%, Народному фронту — 10,9%, "Оппозиционному блоку" — 8,7%, "Самопомощи" - 8,5% и "Батькивщине" - 7,1%. Остальные в Раду могут и не попасть. Исследование проводилось с 16 по 21 октября, то есть каких-то глобальных изменений, вроде бы, ждать не стоит, хотя, надо отметить, что другие опросы приносили и другие результаты, но выглядели при этом несколько сомнительно.

Многие эксперты сходятся во мнении, что парламент, если в него войдут именно шесть этих партий, может оказаться не слишком жизнеспособным. А потому и шансов на то, что он продержится следующие пять лет, совсем немного.

Также можно отметить, что украинцы от политики явно стали уставать (чего не скажешь о самих политиках). Результаты опроса Киевского международного института социологии свидетельствуют о том, что на избирательные участки точно придут только 55% украинцев, а совершенно определенно не будут голосовать 20% избирателей.

Валентин Мальцев