Posted 13 января 2015,, 14:28

Published 13 января 2015,, 14:28

Modified 31 марта, 09:54

Updated 31 марта, 09:54

В Астану никто не едет

13 января 2015, 14:28
Отмена саммита лидеров стран «нормандской четверки» по урегулированию украинского кризиса свидетельствует о том, что противоречия между сторонами не устранены. Ситуацию накаляют возобновившиеся военные столкновения в Донбассе.

Итогом состоявшейся накануне встречи министров иностранных дел так называемой «нормандской четверки» (Франция, Германия, Украина и Россия) стало перенесение на неопределенный срок намечавшегося на 15 января в Астане саммита глав государств по мирному урегулированию донбасского конфликта. Президентам, видимо, еще не пришло время радостно пожимать друг другу руки.

Министр иностранных дел ФРГ так охарактеризовал ситуацию: "Погода в Берлине отражает, как тяжело идут переговоры. Был очень долгий и открытый обмен мнениями, который показал, что противоречия сохраняются". В совместном заявлении министры призвали как можно быстрее провести очередную минскую встречу трехсторонней контактной группы, что, согласитесь, не тоже самое, что намечавшийся астанинский саммит.

Перенос сроков встречи в верхах сопровождается фактически сорванным перемирием между воюющими в Донбассе сторонами. Возобновились артобстрелы и локальные столкновения по всей разграничительной линии противостояния. «Бои (пока позиционные) уже идут по всему фронту… О перемирии можно забыть — его нет. Когда конкретно они (ВСУ — прим. «Росбалта») соберутся наступать — это не знают, думаю, они сами. Решение примет политическое руководство, исходя из собственных посылов…», - прокомментировал ситуацию экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков.

Стороны, разумеется, обвиняют в нарастании напряженности друг друга, но кто бы не был на самом деле виноват, получается, что тяжелые вооружения, которые якобы «отводились» от линии соприкосновения (что вроде бы даже своими глазами видели наблюдатели ОБСЕ) никуда не делись, и реально минские договоренности реализовывались разве что в части обмена пленными. Хорошо еще, что президент Украины Петр Порошенко пока не выполнил свое обещание, данное им в конце декабря, о введении военного положения в случае, если мирный процесс будет нарушен. «Военное положение будет введено немедленно моим указом, решение СНБО будет передано в Верховную Раду, как только произойдут первые наступательные операции на линии соприкосновения. Никто не будет сомневаться ни одной минуты», - заявил он. Видимо, обстрелы все же наступлением не считаются, как и «мирный» переход 10 сел Луганской области под контроль ополченцев, о чем рассказал вчера глава ЛОГА Геннадий Москаль, выступая в Раде.

Но вернемся к вчерашней встрече в Берлине и тем «противоречиям», которые «сохраняются». В чем же они состоят? Вернее, в чем могут состоять, поскольку участники совещания их так толком и не озвучили. Весьма вероятно, что в разном «прочтении» сути минских соглашений. Как заявил накануне глава украинского МИДа Павел Климкин, для Киева важно не только прекращение огня и обмен пленными, но и восстановление контроля над российско-украинской границей со своей стороны. Москва же, вряд ли желающая того же, в ответ говорит, что здесь она вообще ни при чем, договаривайтесь, дескать, с ополченцами, которых пока сделать полноценными участниками переговорного процесса не получается.

Глава российского внешнеполитического ведомства указал на то, что мирное урегулирование возможно только при начале прямого диалога между Киевом и руководством самопровозглашенных республик. Последние, по словам Лаврова, должны чувствовать себя равноправными партнерами в ходе данного процесса.

Представитель ДНР Денис Пушилин также жалуется на то, что про них «забыли» и намекает на желательность непосредственного диалога с украинскими властями. «Переговоры в Астане отложены ввиду неконструктивной позиции Киева, продолжающего игнорировать женевские и минские договоренности. С его стороны нет движения в сторону конституционных реформ, не предоставлен особый статус Донбассу. В то же время мы подтверждаем свою готовность к прямому диалогу с Киевом, готовы договариваться о полном и исключительно мирном разрешении конфликта», - заявляет главный переговорщик Донецкой республики.

Но подобного рода диалог, если он состоится, будет означать чуть ли не признание самопровозглашенных государств де-факто субъектами международного права. Потому-то украинское руководство пока пытается «откупиться» обещанием предоставления Донбассу неких особых прав, но, разумеется, в рамках единого государства. Президент Порошенко в эфире французского телеканала выразил готовность предоставления региону статуса специальной экономической зоны, права на особые отношения с Россией и ЕС, но только при условии проведения там региональных и местных выборов на основе украинского законодательства. То есть ни о какой легализации «сепаратистов» речи пока не идет.

Но раз у дипломатов не получается, логично, что инициативу у них из рук могут вырвать военные. «Худой мир», который, конечно, лучше доброй ссоры, кажется уже настолько «худым», что вопрос о том начнется ли настоящая война поневоле встает. Вот и Сергей Лавров накануне берлинской встречи обратил внимание на имеющуюся, по его словам, у Москвы информацию о готовящемся силовом решении проблемы со стороны Украины. Что думают об этом другие?

Эксперт по международной политике Сергей Слободчук в эфире на киевском радио «Голос столицы», отвечая на вопрос «Что же будет дальше?» и «Как будет вести себя Европа?», сказал: «Европа в последнее время демонстрирует такую линию поведения − именно "взять и бросить". Если бы хотели вмешаться и урегулировать этот военный конфликт, давно бы вмешались и урегулировали…Я думаю, у этого вопроса нет решения только в плане международного мирного урегулирования. Военного решения этого вопроса тоже нет, в этом мы уже убедились на примере последнего года. Скорее всего, будет новая эскалация военных действий на Донбассе, и она будет идти до какой-то критической точки».

Директор российского Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов в интервью изданию «Свободная пресса» высказал мнение, что готовиться к ухудшению ситуации необходимо, однако в успех наступления украинской армии он не верит. «Киевская политика очень изменчива, поэтому нельзя исключать попытку украинской армии взять реванш. В то же время, на мой взгляд, четвертая волна мобилизации связана больше с плановой заменой военнослужащих. Необходимы смена личного состава и одновременно увеличение группировки в Донбассе... Любое наступление обречено на поражение. Украинские войска могут рассчитывать только на захват какого-то одного населенного пункта. Это объявят крупной победой, а после контрнаступления ополченцев тихо уйдут», - заявил эксперт.

В данный момент эскалацию боевых действий лоббируют в украинском руководстве именно ставленники Госдепа, считает российский военный эксперт Александр Тихонов. При этом он обращает внимание на воинственные заявления украинского Генштаба, в то время, как МИД страны настаивает на мирном разрешении конфликта. Врочем, последнему это «по должности» положено.

Точку зрения, что боевые действия ведутся по инициативе определенной группы в украинском руководстве, разумеется, разделяет и глава ДНР Александр Захарченко: «…Очередная замена руководителей АТО привела к тому, что пришло сейчас более радикальных взглядов командование, и его действия просто спрогнозированы, понятны: от человека, который кричит, что «я не вижу здесь мирных людей, а вижу только цели либо мишени» — именно этого и стоит ждать».

Украинский экс-замминистра обороны Леонид Поляков в свою очередь считает, что военного решения конфликта не существует. По его мнению, « …переход от минских договоренностей о прекращении огня и линии разграничения к активным боевым действиям с нашей стороны сейчас выглядит в некоторой мере авантюрным».

В общем, «большинством голосов» получается, что войны все же, скорее всего, не будет, но пушки продолжат стрелять, а люди гибнуть. А казалось, что настоящий мир уже совсем близок: так просто лидеры сразу четырех государств вместе не собрались бы. Впрочем, они и не собрались, но ведь были готовы.

Так что теперь предстоит новый заход: очередная минская встреча по сверке позиций, повторный «откровенный» диалог министров иностранных дел «нормандской четверки», а там уж, бог даст, будет повод для встречи и на более высоком уровне. Если, конечно, в Донбассе не полыхнет.

Михаил Немтырев