Posted 4 марта 2015,, 09:53

Published 4 марта 2015,, 09:53

Modified 31 марта, 09:09

Updated 31 марта, 09:09

«Дюже я москалей не люблю!»

4 марта 2015, 09:53
Харьковчане главной проблемой считают падение уровня жизни, сожалеют о сокращении потока туристов из РФ, к которым они настроены все так же доброжелательно, хотя отдельные "русофобы" появились и тут.

Пятидесятитрехлетняя тетя Мила, убирающая квартиру, где я остановился в Харькове, рассказывает мне популярную в этом городе шутку: «Зачем было свергать Януковича? Чтобы доллар в три раза вырос, да коммунальные услуги вдвое? Так можно было и его убедить это сделать! Только меньшей кровью».

Тетя Мила, и это сразу видно, женщина образованная и интеллигентная. Но после революции ее зарплаты юриста стало хватать лишь на оплату коммунальных услуг, и потому теперь она просто вынуждена подрабатывать. Как призналась мне уборщица-юрист, при Януковиче ее заработка «хоть и с трудом, но хватало на жизнь без роскоши», теперь же, даже убирая в свободное время квартиры, она влачит полуголодное существование.

Где у тети Милы основная работа, она мне не говорит, потому как считает новые власти «подло-мстительными»: «Кто знает, чего от них ждать можно? Вот всех госслужащих предупреждали: кто 23 февраля будет праздновать, того уволят».

Судя по всему, тетя Мила не слишком преувеличивает. В Харькове известно, по крайней мере, об одной "жертве" советского праздника: была уволена капитан милиции, поздравившая своих коллег –мужчин с 23 февраля. Видать, забыла, что на Украине День защитника отечества отмечают теперь 14 октября, то есть в годовщину создания повстанческой армии Степана Бандеры. Правда, она в поздравление еще и Георгиевскую ленточку зачем-то вставила, что, сами понимаете, считается здесь «смертным грехом».

Впрочем, такие достаточно абстрактные понятия, как "свобода слова» и "независимость Украины", беспокоят интеллигентную уборщицу не слишком сильно, а вот резкое падение уровня жизни, тревожит ее не на шутку. И, как мне показалось, таких харьковчан сегодня подавляющее большинство. Руководитель харьковского Евромайдана Игорь Рассоха в беседе со мной, наверное, достаточно верно оценил расклад сил в Харькове: за "сепаратистов" – процентов 10-15, 50-55 % - «аморфная масса», обеспокоенная не «большой политикой», а материальными проблемами, ну и 35 % - «настоящие патриоты». Мне, правда, показалось, что доля «аморфной массы» даже выше – процентов 70, но все это, конечно же, субъективные оценки.

«Лично я - за единую Украину, но и против России ничего не имею. В нашем городе все всегда по-русски говорили. От нас до российского Белгорода всего-то полтора часа езды, и раньше белогородцы очень любили у нас отдыхать, а после революции их как ветром сдуло. Плохо все это очень», - рассуждает подвозящий меня таксист.

Хотя россиян в Харькове и стало гораздо меньше, в городе по-прежнему открыто российское консульство. Кстати, именно возле стены этого учреждения харьковчане оставляли цветы, чтобы почтить память убитого Бориса Немцова.

Но не все в Харькове радуются россиянам. Так, на площади перед историческом музеем, женщина, с которой я разговорился, очень вежливо, с улыбкой, хотя и достаточно приторной, задала мне неожиданный вопрос: "Cкажите, а вы случайно не россиянин?" Как только я ответил утвердительно, то мою собеседницу будто бы подменили. Вместо улыбки на ее лице появилась гримаса, видимо должная показать всю ее ненависть ко мне. Она сразу же начала общаться со мной «на державной мове», и, хотя понимал я ее с трудом, было ясно, что ничего хорошего моя новая знакомая мне не желала.

Может быть, ее распалили расклеенные по всему городу плакаты с фото лидеров мятежного Донбасса и обличающими их текстами? На них, кстати, указаны телефоны, по которым можно позвонить, если вам вдруг встретится на дороге Захарченко, Царев или кто-то в принципе подозрительный. Хорошо хоть я в их число не попал.

Но все-таки этот случай стал чуть ли не единственным исключением из правил. Несмотря на мой явно "неместный" вид, все горожане были со мной очень доброжелательны. И, кстати, за три дня пребывания в Харькове я ни разу не слышал украинской речи, ну, за исключением диалога с этой не очень милой «русофобкой».

Центральную площадь города - площадь Свободы - облюбовали для своих митингов патриотично настроенные граждане Украины. Первое, что я увидел на ней - постамент, на котором еще несколько месяцев назад стоял памятник Ленину, снесенный харьковскими сторонниками незалежности. Сейчас постамент украшает стыдливая табличка «Приносим извинения, идут строительные работы».

В середине площади находится палатка, куда приносят помощь для бойцов украинской армии. Когда я в нее зашел и, представившись российским журналистом, заявил, что хочу поговорить, наступила такая тишина, которую характеризуют выражением "милиционер родился ". Такой "наглости" здесь явно не ожидали. Но активисты быстро взяли себя в руки, и студент медицинской академии Олег очень вежливо и обстоятельно отвечал на все мои вопросы.

Идиллию портил только какой-то подросток из "Правого сектора": "Дядька, уж дюже москалей я не люблю!". Но Олег мужественно справился и с этой провокацией: "Не обращайте внимания, это просто дурачок. Таких как он - единицы. Поймите, мы не против русских. Мы просто не хотим, чтобы нам мешали быть украинцами".

Игорь Ротарь, Харьков

фото автора