Posted 10 марта 2015,, 19:20

Published 10 марта 2015,, 19:20

Modified 31 марта, 09:04

Updated 31 марта, 09:04

«Солнышко греет, но как-то страшно»

10 марта 2015, 19:20
В Харькове произошло уже несколько терактов, в результате которых были и жертвы, и пострадавшие. В целях безопасности городские власти даже запретили традиционное шествие, посвященное дню рождения Тараса Шевченко.

Похоже, теракты в Харькове становятся почти обычным явлением. Так, 6 марта в городе был взорван автомобиль командира батальона патрульной службы милиции особого назначения "Слобожанщина" Андрея Янголенко.

«Слобожанщина» - известное своей лихостью воинское подразделение, воевавшее против ополченцев, а бывший «беркутовец» Янголенко, как пишут украинские СМИ, «прославился своими геройскими подвигами» под Луганском и Донецком. Так что ответ на вопрос, почему террористы выбрали именно этого человека в качестве жертвы, достаточно очевиден. Ну, а заодно пострадала и его жена — как говорится, «издержки производства».

Как заявил после этого теракта глава МВД Арсен Аваков, террористам, пытающимся раскачать Харьков, будут отвечать жестче. "Нет – не ради ожесточения и мести, а ради того, чтобы в Харькове и во всей Украине не повторилась трагедия простого человека из Донецка и Луганска, потерявшего все", – сказал министр.

Напомним, что предыдущий резонансный теракт произошел 22 февраля. Тогда в результате взрыва во время шествия активистов так называемого харьковского Евромайдана погибли три человека, 15 - получили ранения. Как заявил тогда президент Украины Петр Порошенко, «взрывы, которые устроили нелюди во время мирного шествия в Харькове - это дерзкая попытка расширить территорию терроризма». По основной версии следствия, теракт совершили так называемые «харьковские партизаны», связанные с российскими спецслужбами.

Впрочем, звучали взрывы и раньше. Так, в ноябре прошлого года мощный взрыв прогремел в баре «Стена», где было ранено одиннадцать человек. «Этот бар известен тем, что в нем собираются сторонники правых сил в Украине. Поэтому очевидно, что взрыв был направлен именно против украинских патриотов», - рассказал «Росбалту» руководитель одной из харьковских организаций, причисляющей себя как раз к «патриотическому лагерю».

Еще раньше, 19 октября прошлого года неизвестные обстреляли из гранатомета военные склады. Всего же, по данным МВД, за последние месяцы в Харькове было задержано более 700 «пророссийских сепаратистов».

По мнению местных евромайдановцев, во всем виноват Кремль, который "хочет дестабилизировать ситуацию во всей Восточной Украине". «Очень тревожным сигналом является убийство Бориса Немцова, политика, последовательно выступавшего за мир в Украине. Так, теракт против евромайдановцев в Харькове прошел всего лишь за несколько дней до убийства Бориса Ефимовича, а еще через несколько дней взрывают автомобиль бойца с терроризмом. Мне кажется, что все это лишь звенья одной цепочки – российская партия войны решила действовать нагло в открытую», - убеждает меня руководитель харьковского Евромайдана Игорь Рассоха. Отметим, однако, что, выстраивая свою «цепочку», об известной уже всем версии российских следователей по поводу убийства Немцова и о задержании первых подозреваемых, он еще не знал.

Впрочем, пока Харьков на «дестабилизированный» город никак не похож. Cлегка перефразируя классиков, можно сказать, что харьковчане, кажется, рождаются на свет только затем, чтобы каждый день угощаться кофе с разнообразнейшими пирожными . Количество кофеен и «французских булочных», где продается вкуснейшая сладкая выпечка, просто зашкаливает. Тяга харьковчан к «парижскому стилю» жизни настолько сильна, что развешенные повсюду рекламные плакаты - «Ты не забыл свой кофе с круассаном?» или «Утро без кофе - это сон» - кажется, вовсе ни к чему. Здесь никто не забывает ни про круассан, ни про кофе.

Еще одна «фишка» Харькова - это любовь горожан к высокохудожественному граффити. Здесь вполне профессионально и со вкусом исписана буквально каждая подворотня. Около станции метро «Пушкинская» многие сюжеты посвящены, разумеется, Александру Сергеевичу. Но лично меня позабавила настенная роспись с такой надписью: «Задумался о смысле жизни и съел стакан семечек – результатом доволен».

Добавлю также, что в отличие от Нью-Йорка, Харьков действительно никогда не спит. Рестораны работают круглосуточно, в любое время суток продается и алкоголь, причем по ценам просто опасным для здоровья: кружка пива – 30 центов, бутылка приличного сухого вина – два доллара. Впрочем, если недавно для харьковчан это еще были «копейки», то теперь и они начинают «кусаться».

Общую атмосферу беззаботности добавляет весеннее солнце, улыбающиеся вежливые горожане и не менее вежливые, и крайне редко встречающиеся, милиционеры. Скажу честно, далекая от линии фронта Москва выглядит гораздо тревожней и агрессивней. Человек, не следящий за СМИ, может догадаться о том, что не все на Украине и в Харькове благополучно, лишь по расклеенным по городу фото донбасских «лидеров террористов», да плакату со снимком мальчонки, призывающим во имя мира и стабильности звонить по телефонам СБУ, если вдруг столкнешься с чем-то подозрительным.

Правда, решение мэрии Харькова запретить проводить шествие 9 марта - в день рождения Тараса Шевченко - мне показалось достаточно тревожным симптомом. Поскольку такой запрет не мог не вызвать недовольства тех, кто считает себя украинскими патриотами и тем паче националистами, очевидно, что городские власти могли решиться на него лишь в случае реальной угрозы для безопасности харьковчан. Я попытался узнать какие-либо подробности у пресс-секретаря мэра Харькова Юрия Сидуренко, но осторожный чиновник уже знал номер моего мобильника и попросту не брал трубку. Пришлось ограничиться посещением памятника Кобзарю.

Говорят, несмотря на запрет, в полдень здесь все-таки собралось несколько сот митингующих, но сбор был недолгим . В два часа дня здесь уже дежурила лишь одна милицейская машина и скучали с десяток блюстителей порядка. Около подножья памятника великому украинскому поэту (впрочем, некоторые стихотворения им написаны на русском языке, как и большая часть прозы) были выставлены фото Бориса Немцова и посвященные российскому оппозиционеру стихи, честно говоря, не самые удачные.

Пока я их читал, к памятнику подошла пожилая женщина с цветами. Встретившись со мною взглядом, она неожиданно сказала: «Вот вроде бы внешне все так спокойно и солнышко греет, и люди улыбаются, а даже при коммунистах сюда цветы принести не боялась, а сейчас как-то страшно!»

Игорь Ротарь, Харьков

фото автора