Posted 18 марта 2015,, 18:22

Published 18 марта 2015,, 18:22

Modified 31 марта, 08:56

Updated 31 марта, 08:56

На что нарывается Украина

18 марта 2015, 18:22
Киев, по мнению руководства республик Донбасса, сорвал реализацию минских договоренностей – то ли ради новой войны, то ли ради новых санкций против России, то ли из банального популизма.

Вечером 17 марта после целого дня кулуарных торгов Верховная рада очертила линию районов Донбасса, на которые распространяется «особый порядок управления», но отложила его введение до местных выборов по украинскому законодательству. При этом в «Блоке Порошенко» заявили, что выборы в Донецке и Луганске пройдут лишь после полного взятия их украинской армией, а самопровозглашенные ДНР и ЛНР были названы «временно оккупированными территориями», куда Киев просит ввести миротворцев ООН и ЕС.

«Мы можем идти на переговоры, лишь когда в Донецкой и Луганской областях пройдут выборы под полным контролем украинской власти — не под присмотром якутских танкистов и чеченских снайперов», — объявил вице-спикер Рады Андрей Парубий.

По словам депутата Андрея Тетерука, Киев согласится на выборы в Донецке и Луганске, когда «все боевики, вся техника, все российские наемники покинут территорию, и начнется процесс возобновления жизни на наших украинских землях».

«Никакого особого статуса или органа, не предусмотренного конституцией», — подтвердил спикер парламента Владимир Гройсман. По его словам, сейчас задача украинской стороны — «вырвать из лап агрессора, оккупанта и террориста» Донецк и Луганск.

«Эти законы предусматривают возможность выборов тогда и только тогда, когда украинская армия и украинская держава принесут украинский флаг, украинские партии и законы на эту территорию, там появятся украинские партии, милиция, ЦИК. Законы ни одной уступки террористам не дают», — сказал депутат Юрий Луценко, глава фракции БПП.

Никакой автономии или расширения прав Донбасса не будет, только после ухода ополченцев там будут проведены выборы. Об этом в эфире украинского «5 канала» заявил нардеп от «Народного фронта» Николай Величкович.

Возразил этим заявлениям лишь один депутат Рады - Юрий Воропаев из «Оппозиционного блока». «Вы предлагаете им капитулировать, и только после этого поручить кабмину подготовить условия. Этот законопроект голосовать нельзя, он отторгнет мир», — сказал парламентарий. Но Парубий тут же окрестил его «путинским оккупантом». «Оккупант будет вынужден капитулировать или будет уничтожен украинской армией! Не слушайте боевиков, Госдуму, не бойтесь проголосовать за Украину!» — заявил он.

Голосование в Верховной раде уже получило резкую оценку в Москве на официальном и неофициальном уровне. Российский политолог Алексей Чеснаков заявил, что Петр Порошенко сорвал Минские соглашения. «Сегодня в Раде — очередной спектакль. Порошенко и компания разыгрывают, что часть коалиции не хочет голосовать за постановление, определяющее границы особых районов. Банально врут, чтобы потом врать немцам, французам и нам, что голосование далось трудно и их вариант — максимум, чего можно добиться от Рады», — сказал эксперт.

Это фактически признали на следующий день и сами украинские депутаты. Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областях принят лишь для формальной демонстрации Западу, что Украина, якобы, выполняет минские договоренности, сказал на ток-шоу киевского «5 канала» депутат от «Блока Порошенко» Максим Курячий.

Депутат от «Радикальной партии» Юрий Чижмарь на той же телепрограмме заявил, что минские договоренности нелегитимны, поскольку их не подписывало официальное руководство Украины: «Кто их подписывал? Люди неуполномоченные – бывший президент Кучма, террористы со стороны ЛНР/ДНР. Кто они в международном правовом поле?»

А депутат от партии «Самопомочь» Анна Гопко, кажется, и вовсе наговорила лишнего: по ее словам, принятые во вторник законы намеренно создают невыполнимые условия для ополченцев и направлены на усиление санкций против России.

В ДНР и ЛНР тут же заявили, что Киев нарушил первую статью закона об особом статусе, сразу 3 пункта подписанных Киевом мирных Минских соглашений, а вопрос с введением миротворцев и вовсе рушит «всю логику мирного плана». Никакие компромиссы с Киевом более невозможны, говорится в совместном заявлении глав самопровозглашенных республик Александра Захарченко и Игоря Плотницкого.

Это заявление встретили в Верховной раде как будто бы даже с некоторым удовлетворением. Вице-спикер Парубий заявил, что «если лидеры террористических формирований с самого утра верещат, что эти законы срывают переговоры» - значит, все идет как надо.

Одному из лидеров одесского Антимайдана, депутату горсовета Александру Васильеву поведение Украины по отношению к минским договоренностям напоминает классический бытовой дебош. «Знаете, бывают такие персонажи, которые, быстро напиваясь до невменяемости, начинают провоцировать окружающих на драку, - пишет Васильев у себя в Facebook. - Их какое-то время терпят, а потом кто-нибудь скрутит и начнет методично бить, параллельно проводя воспитательную беседу. Неадекват моментально приходит в себя и хрипит: «Не надо больше, извини, я все понял!». Его отпускают, он отбегает в сторону, утирает юшку и опять за свое: «Эй, ты, иди сюда! Убивать тебя буду и маму твою!» Процедура повторяется».

По мнению многих непосредственных участников событий, признание Радой ДНР и ЛНР «оккупированными территориями» ведет к тому, что, если в ближайшее время война в Донбассе не возобновится, условная граница между республиками и остальной Украиной станет реальной - с контрольно-следовыми полосами, вышками, сигнализацией и оборонительными сооружениями.

ЕС, кажется, это вполне устроило бы. Как заявил на днях глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, в случае замораживания конфликта «мирный поиск политического решения может занять десятилетия или даже больше».

Что касается России, то ее приоритетная цель на данный момент – избежать новых санкций и ослабить уже введенные. К такому выводу подталкивает и фильм о присоединении Крыма, где нет ни слова не только о судьбе Донбасса, но и о том, какой будет политика Кремля по отношению к Украине в целом; и явное стремление заморозить конфликт. Поэтому, если ничто не спровоцирует новую войну, которой дружно ждут к маю военные эксперты в Киеве и Москве, последняя будет понемногу поддерживать ДНР и ЛНР, но вряд ли их признает.

Проблема, однако, в том, что замораживание конфликта в нынешних границах убьет Донбасс в экономическом, социальном и демографическом отношениях. Ведь если эта территория останется непризнанной, там побоятся работать даже крупные российские компании, не говоря уже о западных, индустрия региона умрет, люди разъедутся. Кому будет хорошо, если и без того разрушенный регион с населением более 4 млн человек (до войны было больше семи) превратится в подобие чернобыльской зоны? И куда потом девать эти 4 млн еще не разъехавшихся людей, которые Украину всей душой ненавидят, а России не нужны в силу узости ее рынка труда? Не слишком ли страшной получается плата за двухмиллионный Крым?

Поэтому, как ни кощунственно это звучит, единственная надежда ополченцев Донбасса, настроенных освободить от украинских войск, как минимум, все территории Донецкой и Луганской областей, чтобы восстановить в регионе хотя бы часть производственных цепочек и сделать его хоть отчасти самодостаточным - это как раз нынешнее «безумие» Киева. И еще одна их парадоксальная надежда – на США, поскольку есть версия, что Вашингтон через «киевских ястребов» добивается продолжения войны, дабы ослабить и Россию, и Европу – что собственно и показали вчерашние события в Верховной раде.

Как же будут развиваться события дальше?

Если экономика Украины не развалится, – а по словам экономиста Андерса Аслунда из шведского Института Петерсона, это может произойти, несмотря на кредит МВФ, уже в 2015 году, если война возобновится, а Россия осенью потребует у Киева назад кредит в $3 млрд, - то страну, даже при сохранении формальной целостности, ждет раздел на феодальные княжества.

Олег Хавич, руководитель черновицкого Института западно-украинских исследований считает, что Украина уже проскочила тот этап, когда ее территориальную целостность могла спасти федерализация. В нынешней ситуации, считает он, формальное единство Украины может спасти предоставление широчайшей автономии Донбассу и еще нескольким регионам — которые ее уже фактически имеют и готовы с ней справиться. «Я говорю в первую очередь о Закарпатье в частности и Западной Украине вообще, Харькове, Одессе, а также о феоде Коломойского, который уже давно вышел за границы Днепропетровской области», - уточнил эксперт в интервью агентству «Политнавигатор».

Проблема, по словам Хавича, в том, что во всех этих случаях Киев может пойти на автономизацию/децентрализацию только под давлением, и «остается лишь надеяться, что на требования поделиться полномочиями Киев не ответит ракетными залпами по Днепропетровску и Львову».

Поэтому конфликт, по словам политолога, будет продолжаться десятки лет. «Закончить его могла бы геополитическая декомпозиция Украины по линиям цивилизационных и этнополитических разломов, - говорит Хавич. - Однако это возможно только в случае масштабной войны, которую ни Запад, пи Россия не допустят. Поэтому Украину ожидает кипрский сценарий, через пару десятков лет ее даже могут принять в ЕС. А ДНР/ЛНР продолжат существование в режиме «Турецкой республики Северного Кипра» — только, скорее всего, без признания независимости со стороны РФ».

Виктор Ядуха