Posted 7 мая 2015,, 18:55

Published 7 мая 2015,, 18:55

Modified 31 марта, 08:12

Updated 31 марта, 08:12

Украина и Донбасс заговорили о социалке

7 мая 2015, 18:55
Примирительные заявления участников Минских переговоров по Донбассу плохо согласуются с риторикой военных. Но повод для оптимизма есть: стороны наконец-то заговорили об экономической и социальной проблематике.

В среду на заседаниях контактной группы по Донбассу в Минске произошел прорыв, сообщил представитель ДНР Денис Пушилин. «Самое главное то, что начался диалог между Украиной и представителями Донецка и Луганска», — пояснил он. Диалог «шел практически на равных», вторит представитель ЛНР Владислав Дейнего. «Во всех группах стороны достигли консенсуса и договорились работать дальше», сообщила пресс-секретарь представителя Украины Леонида Кучмы Дарья Олифер. «Мир приближается», - резюмировал Пушилин.

Эти на редкость оптимистичные заявления прозвучали на фоне высказываний президента Украины о 50 тысячах российских военных, якобы сосредоточенных у границы и в любой момент готовых, как говорит Петр Порошенко, начать атаку. О «высокой вероятности наступления на Донбассе» говорят главком сил НАТО в Европе Филипп Бридлав, министр обороны США Эштон Картер и посол США на Украине Джеффри Пайетт. «Мы знаем, что Россия проводит интенсивные учения так называемой армии «Новороссии». Также она подвела свои ракеты «земля-воздух» очень близко к линии разграничения на украинской территории», - заявил Пайетт.

Одновременно бывший кобмат АТО, а ныне киевский политик Семен Семенченко говорит, что армия Украины тоже готова наступать на Донецк. Это уже вторую неделю с тревогой обсуждают в Донецке и Луганске. Перед 9 мая здесь усиливают боеготовность в ожидании наступления ВС Украины и добровольческих батальонов, которые периодически обстреливают окраины столицы Донбасса и угрожают нанести удар по параду Победы, если ополченцы осмелятся провести свою военную технику через центр Донецка.

В чем же причины столь нетипичного оптимизма у представителей ДНР и ЛНР? Тем более, на столь тревожном фоне.

Находящийся в Донецке блогер Денис Селезнев сообщил «Росбалту», что частота обстрелов города с украинской стороны снизилась. Тем не менее, продолжение войны в ДНР считают неизбежным и готовятся к ней. «В Донецке мало кто следит за тем, что там в Минске происходит и в Украине. Тут программа-минимум - вернуть территории области и как-то в будущем интегрировать Луганск». Разговоры о Минске предназначены для Европы, считает он: «Наши готовы к бою, был бы приказ».

«У дипломатов работа такая, излучать оптимизм, - комментирует политолог Алексей Блюминов. - С точки зрения стратегии, которую Луганск и Донецк отстаивали с первого еще Минска, это действительно прорыв: Киев - пока что на словах, как пойдет реальная работа подгрупп, мы увидим - пошел на прямой диалог. Но есть большая дистанция между политическими и дипломатическими маневрами и реальной практикой. К ситуации на фронте заявления переговорщиков имеют слабое отношение, у военных своя логика».

Однако советник правительства ДНР Роман Манекин действительно видит основания говорить о прорыве на переговорах с Украиной. Прорыв, на его взгляд, состоит в том, что от неразрешимых политических проблем участники Минского процесса перешли к экономической и социальной конкретике.

«Экономика Донбасса очень тесно связана с экономикой Украины, - поясняет Манекин. - Практически все ТЭС Украины работают на специальных марках угля, добываемого в Донбассе. Через территорию, контролируемую ВС ДНР, проходят ЛЭП, которые снабжают энергией центральную Украину. С другой стороны, Донецк питается энергией с Кураховской электростанции. Аналогичная ситуация с водоводами, газотранспортной системой, ГСМ и т.д. Продукты на Украине дешевле, чем в РФ, но их доставка в ДНР подвергается двойному налогообложению. Еще сложнее ситуация в социальной сфере. Значительный сегмент пенсионеров Украины проживает в Донецком регионе (шахтеры и металлурги рано уходят на пенсию). В Донбассе расположена большая часть колоний с осужденными судами Украины. На каком правовом основании они обретаются на территории республики и содержатся за счет ее (несуществующего) бюджета?»

Этот список, по словам эксперта, можно продолжать долго. Поэтому главным смыслом Минских переговоров Манекин называет именно вопросы социальные и экономические. На практике же переговоры начались с обсуждения политических и военных проблем, которые, по его словам, не имеют позитивного решения.

«ДНР никогда не будет с нынешней Украиной политически, - убежден он. - Между нами – кровь, которая, в силу нацисткого характера нынешнего украинского политикума, еще прольется. Но, вместе с тем, мы соседи. Мы были вынуждены взаимодействовать в самые горячие моменты военного противостояния. До сих пор это взаимодействие носило нелегальный характер. Теперь появился шанс определить сферы, где мы сможем прийти к соглашению в интересах населения как Украины, так и ДНР. Политическое противостояние сохранится, но рядовые люди будут страдать меньше. Меня лично, как уроженца Донбасса, это обстоятельство не может не радовать».

Павел Кривошеев