Posted 29 мая 2015,, 10:05

Published 29 мая 2015,, 10:05

Modified 31 января, 04:38

Updated 31 января, 04:38

Луганск уже заплатил за «независимость»

29 мая 2015, 10:05
Год, прожитый в «независимой» Луганской республике, был очень сложным для ее «граждан». Обретя «свободу», они получили в довесок и массу экономических и социальных проблем, блокаду, отсутствие пенсий и пособий.

Прошел уже год, как значительная часть жителей Луганщины стала «гражданами независимой республики». Он оказался для них очень трудным, потому что, обретя «независимость», они вдобавок получили экономическую блокаду и рост цен, при том, что оказались лишены пенсий, социальных выплат и пособий.

«Когда нам сказали, что пенсий больше не будет, я не поверил, пошел на почту, там долго ругался, не мог понять, как это меня оставили без денег, - говорит 86-летний Филипп Антонович. - Как прожил все это время? Летом тут такое творилось, что было не до растрат. Ели с дочкой (мы с ней вдвоем живем, она у меня инвалид) овощные закатки, крупы, которые купили, поддавшись общей панике еще в марте. И хорошо, что купили! У нас даже сейчас есть еще кое-что из тех запасов. Рис, правда, испортился, пожелтел, запах появился, но есть можно, если хорошо промывать. Конечно, понемногу докупали продуктов, но экономили сильно. Когда тут все стихло, в октябре получил 1800 грн социального пособия - это даже на 200 грн больше моей пенсии. Больше никаких денег не было до апреля, когда в банке мне дали 3200 рублями – это как моя старая пенсия. Но сегодня жить на нее невозможно, если, скажем, картошка 30 рублей за килограмм. Так мало того, что такие деньги дерут, она же вся черная внутри!»

«Жилось непросто. Проедали "похоронные", - рассказывает 72-летняя пенсионерка Валентина Федоровна. - Мне повезло, я много скопила, в отличие от моих соседок. У меня было почти 15 тыс. грн, а у подруг - у кого 6, у кого 7, а у Параски вообще только 3, с нее вечно сын все высасывает. Денег до апреля хватило, но долгов за коммуналку много, у меня одно отопление зимой тянет почти на 500 грн. Вот и считай – 2500 я только за это должна. Нам обещали списать долги, но когда пошла в энергосбыт на сверку, сказали, что «никто вам ничего прощать не будет, платите, а то отрежем свет».

Война и фактическая изоляция от Украины сильно ударили по карманам луганчан. Например, если год назад курица стоила 30 грн за кг, то сегодня уже 68, за 500-граммовую пачку майонеза в прошлом мае нужно было отдать 18 грн, сейчас - 35. В общем, Луганск платит сегодня по российским ценам, а вот зарабатывает по украинским расценкам. И это в лучшем случае, да и долги у работодателей перед своими работниками накопились огромные.

Так, большинство работников бюджетной сферы получили зарплату лишь за октябрь прошлого года и от 25 до 50% январской зарплаты. Правда, по словам замминистра образования Игоря Гарганова, с педагогами уже рассчитались и за прошлый ноябрь.

Минфин пообещал с мая возобновить регулярные выплаты не только пенсий, но и социальных пособий. Министр Евгений Мануйлов заверяет, что деньги для этого будут, поскольку налогов в бюджет поступает теперь больше, хотя после жалоб мелких предпринимателей они и были снижены вдвое.

Из 35 крупных предприятий-налогоплательщиков сегодня в Луганске работают только 9, да и у них пока есть серьезные трудности со сбытом продукции, хотя они и стараются как-то выкручиваться. Сотрудники местного завода «ЛугЦентроКуз», например, сказали мне по секрету, что, несмотря на украинскую блокаду, заказчики у них потихоньку появляются, пусть и не совсем официальные.

Работают в городе и коммунальные службы - сегодня в Луганске трудятся около 5 тыс. коммунальщиков. Эти люди работали даже под обстрелами, причем почти бесплатно. Первую зарплату они получили только в апреле, до этого выживали благодаря пайкам, которые выбивал для них городской голова, плюс несколько раз им выдали по 300-400 грн из тех средств, что удалось собрать с населения за коммуналку.

Что же касается гуманитарной помощи из России, то практически вся она расходилась по больницам, школам, социальным столовым. "На руки» ее получали разве что самые нуждающиеся.

«Летом два раза получила продуктовые наборы. В первом было по 1 кг гречки, риса, сахара, 3 банки тушенки. Чай мне не достался, но другим давали, - рассказывает луганчанка Светлана, мать 6-летней девочки. - Второй раз дали по килограмму гречки и перловки, полкилограмма сахара и воду - тогда с ней была напряженка. Еще два набора получила на дочь. Давали раз влажные салфетки, 10 пакетиков одноразового шампуня, свечку, 2 литра сока, женские средства личной гигиены, пачку хлопьев «Фитнесс». Второй раз дали рулон туалетной бумаги, банку сгущенки и снова мне средства личной гигиены. Тем, у кого малыши, даже памперсы давали и питание».

«Нам несколько раз давали в этом году по 4-5 пачек «Малыша». Но это получили только те, у кого дети до двух лет», - рассказала мне молодая мама Оксана.

«Я получила в этом году от ЛНР рыбные консервы, тушенку, рис и перловку. Еще была помощь от «Красного креста». Дали макароны, крупы, подсолнечное масло, пачку стирального порошка, одну одноразовую стопку шампуня, бутылку моющего для посуды, рулон туалетной бумаги. Это давали всем, кому за 65», - делится со мной пенсионерка Ирина Петровна.

«Я никакой помощи не получал. Вернулся в Луганск в ноябре, говорят, что летом здесь всем давали, теперь дают только некоторым. Нам с женой по 46, нам помощь не положена, хотя мы и не работаем. На что живем? Дочь с России шлет переводы, телевизор продали, как только вернулись в город - есть хотелось больше, чем кино смотреть», - говорит луганчанин Сергей.

Вообще, не совсем понятно, каким образом распределялась вся эта гуманитарка в принципе, если лишь недавно руководитель Центра управления восстановлением ЛНР Александр Дробот сообщил, что наконец-то помощь малообеспеченным жителям станет адресной.

Нельзя, конечно, не сказать и вот о чем: многие горожане уверены, что гуманитарную помощь разворовывают – ведь они видят, как в Луганск едет множество грузовиков, а им при этом ничего не перепадает. «По нескольку раз в месяц возят сюда что-то конвои. А нам ничего не дают. Мне кажется, если бы Путин об этом узнал, то он бы наказал виновных», - сетует луганчанка Ольга.

Из России, кстати, поступало не только продовольствие. Завозились детали для ремонта транспорта, топливо, трубы, материалы, необходимые для восстановления коммуникаций и зданий. Как отмечает городской голова Манолис Пилавов, на сегодня в "ремонтном» списке значатся 387 многоквартирных домов и 6 тыс. частных. Своих средств у города на покупку материалов почти нет, так что отремонтируют, видимо, тем, что привезут гумконвои.

Что же касается медикаментов, которые поступают из России, то в Минздраве ЛНР отмечают, что практически все они уходит в больницы и поликлинники, где лечат бесплатно. Но пока лекарств не хватает и для лечебных учреждений. «Муж попал в больницу. Я была вынуждена бегать по всему городу и искать препарат АТФ-1, которого в больнице не оказалось, хотя это элементарная вещь. В аптеках не нашла, хорошо у знакомых было», - жалуется луганчанка Ирина.

Ну, а уж в аптеках выбор лекарств и вовсе крайне скудный, практически нет противовирусных препаратов, а те, что есть, стоят минимум в 4 раза дороже, чем до войны. Нет здесь который месяц даже нашатырного спирта. Аптекари говорят, что лишь немногие из них сегодня возят лекарства из России, остальные же торгуют остатками. Зато на рынках города появились лотки с медикаментами, и что-то можно купить с рук, но цены кусаются.

Кстати, хотя Минздрав и говорит о "бесплатной медицине", но, например, за пломбу стоматологу придется заплатить. Городские поликлиники также отказываются принимать бесплатно иногородних. Я эксперимента ради позвонила в три из них, сказав, что хочу записаться на прием. Прописку назвала лисичанскую (Лисичанск находится под контролем ВСУ), на что мне сказали, что нужно платить 100 грн как иногородней. Аргументы, что я "беженка с оккупированной Украиной территории", не подействовали.

Но, кажется, не высокие цены сегодня больше всего пугают луганчан. Снова стал пропадать свет, есть неполадки со связью, часть города на неделю осталась без воды из-за боевых действий в районе Петровского и Айдаровского водозаборов, а по ночам за Луганском видно зарево и раздаются залпы. Люди боятся, что возвращается лето-2014, что снова придется сидеть в подвале и варить еду на костре. Им вновь остается только верить, что все наконец-то наладится, что придет обещанная стабилизация цен, что будут платить зарплаты и пенсии. Что будет мир.

Анна Громова