Posted 2 июля 2015,, 09:25

Published 2 июля 2015,, 09:25

Modified 31 марта, 07:23

Updated 31 марта, 07:23

«Сатана» там правил бал

2 июля 2015, 09:25
Разрыв Украиной военно-технических связей с РФ заставил вспомнить, что наш «ядерный щит» в значительной степени ковался в «незалежной». Но есть основания полагать, что потери от прекращения сотрудничества в этой сфере будут минимальны.

В прежние годы российские эксперты старались без особой необходимости не упоминать, насколько зависима Россия от соседа в области производства стратегических ракет. Поскольку простая констатация того, что «ядерный щит державы» ковался в цехах заводов соседнего государства, может навести на не самые приятные выводы.

Тем не менее это действительно так. До самого недавнего времени практически все межконтинентальные баллистические ракеты, стоящие на боевом дежурстве в России (за небольшим исключением), производились на украинских предприятиях и обслуживались украинскими специалистами. Речь идет о днепропетровских КБ «Южное» и заводе «Южмаш».

«Южмаш» был основан в 1944 году (по некоторым сведениям – по личному указанию Сталина) как перспективное автомобильное производство. Но спустя шесть лет неоконченный еще завод был перепрофилирован на производство межконтинентальных ракет. «Южмаш», как и большинство предприятий оборонного комплекса в СССР, поначалу не имел "имени» и назывался «заводом №586». Сегодня же это «Производственное объединение "Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова».

В 1983—1993 годах на «Южмаше» производились ракеты РТ-23 «Молодец», ракеты «Зенит», ракеты-носители «Циклон», спутники, ракетные двигатели. Предприятие участвовало в международной программе Морской старт, производя для нее ракету-носитель «Зенит-3SL».

Но, безусловно, всемирную известность завод «Южмаш» приобрел в качестве главного производителя основной составляющей стратегических ударных ракетно-ядерных сил России – ракетного комплекса РС-36М (по классификации НАТО – SS-18 «Сатана»).

Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных баллистических ракет в мире. По технологическому уровню комплекс не имел аналогов среди зарубежных ракетных комплексов. Комплекс начинал разрабатываться в 1969 году, а в 1975 году был принят на вооружение. По состоянию на 2013 год в составе стратегических ядерных сил России было 58 тяжелых ракет этого типа, способных нести 520 боезарядов.

Необходимо отметить, что новые ракеты этого типа уже не производятся, а стоящие на боевом дежурстве выработали положенное им по регламентам время. Первоначальный заводской ресурс "крайних" ракет закончился в 2005 году. После этого продление ресурса происходило ежегодно. Последний раз это делалось в середине 2014 года. Примерно до конца 2015 года время еще есть, но потом ресурс нужно будет снова продлевать. Если этого не сделать, БР может быть снята с дежурства.

Вплоть до 2014 года этим занимались сертифицированные специалисты «Южного» и «Южмаша». До последнего времени они также осуществляли гарантийный авторский надзор и анализ технического состояния российских ракет. Запчасти для ракет старого поколения также поставлял «Южмаш».

Военные аналитики уверяют, что альтернативы «Сатане» (по российской классификации модификация Р-36М2 именуется «Воеводой») пока не существует. Твердотопливные ракеты РС-24 «Ярс» и «Тополь-М» кардинально уступают ему по мощности и максимальной дальности доставки «груза». Любители образных сравнений даже цитировали слова из популярной арии, утверждая, что на рынке передовых ракетных технологий «Сатана» правит бал».

В этих условиях малоприятной, мягко говоря, новостью стал озвученный нынешней весной отказ украинской стороны от «авторского и технического сопровождения проекта». То есть, проще говоря, с 2015 года заниматься продлением ресурса стоящих на дежурстве ракет будет просто некому.

Но выход, кажется, был найден очень быстро. Ответственность за исправность ракет возложили на Государственный ракетный центр имени Макеева. Оборонный блок правительства России поручил Центру техническое сопровождение ракетных комплексов Р-36М и Р-36М2, которые находятся на вооружении ракетных войск стратегического назначения России.

Генеральный директор ГРЦ имени Макеева Владимир Дегтярь подтвердил в марте 2015 года, что предприятие взяло на себя продление ресурса ракет. Как сообщила тогда пресс-служба Роскосмоса, руководитель предприятия заявил, что задача по обслуживанию ракет поставлена, и она будет выполнена, поскольку все необходимое для этого на предприятии имеется. От дальнейших комментариев в руководстве центра отказались.

Украинские коллеги российских ракетчиков в свою очередь усомнились в реальности решения этой задачи. Представитель «Южмаша» заявил, что у россиян нет необходимой конструкторской документации, которая находится, якобы, только в конструкторском бюро «Южное». Все тонкости и нюансы, по его словам, знают только те, кто эту ракету производил, то есть днепропетровские специалисты. ГРЦ имени Макеева занимался другими ракетами и может быть не осведомлен всей специфики комплекса Р-36М.

Правда, при этом украинский эксперт отметил, что квалификация российских специалистов все же позволяет им заниматься техническим обслуживанием ракет. Поскольку россияне осуществляют сопровождение БР «Синева» и «Лайнер», которые базируются на подводных лодках, у них есть понимание этого процесса. Если они возьмут на себя ответственность каждый год выносить вердикт, что украинские ракеты могут летать, пусть делают это, заключил днепропетровский специалист.

В ответ член Общественного совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский заметил, что вся документация на ракетные комплексы хранится в специальных центрах для экстренной организации производства БР в случае войны. Там есть и конструкторская документация, и производственно-техническая, и все регламенты, которые необходимо выполнить для поддержания летной годности. Так что никаких проблем с продлением ресурса данных ракетных комплексов у ГРЦ имени Макеева, по мнению Мураховского, не будет. Он также подчеркнул, что боевые блоки и системы шахт, в которых находятся ракеты, полностью российского производства.

Мураховский обратил внимание и на то, что до 2020 года Р-36М2 должны быть заменены на ракеты нового типа. Сейчас ГРЦ имени Макеева разрабатывает новую жидкостную БР «Сармат», которая, так же как и «Сатана», должна нести до десяти боеголовок. Ее первый полет запланирован на 2018 год. По утверждению эксперта, даже если все Р-36М снимут с вооружения прямо сейчас, это ненамного ослабит боевой потенциал России.

В свою очередь, академик Алексей Арбатов заявил, что от тяжелого ракетного комплекса Р-36 давно пора было избавиться ввиду его высокой уязвимости.

Из сказанного можно сделать вывод, что российские специалисты достаточно спокойно отнеслись к решению украинской стороны прекратить обслуживание старых ракет. Похоже, у россиян были давно подготовлены запасные варианты на случай такого, скажем прямо, весьма ожидаемого развития ситуации. Во всяком случае, коллапса ракетной отрасли не предвидится.

По некоторым данным, не слишком пострадают от прерывания сотрудничества (надеемся все же, что временного) и днепропетровские ракетчики, во всяком случае некоторые. Как сообщает «Интерфакс-Украина», днепропетровское КБ «Южное» готово принять участие в инициируемом правительством США проекте по созданию ракетных двигателей на замену используемым на американских ракетах-носителях российских РД-180. Об этом сообщил агентству генеральный конструктор, гендиректор конструкторского бюро Александр Дегтярев. По его словам, последние пять лет «Южное» занималось разработкой перспективного семейства жидкостных ракетных двигателей, которые могли бы эффективно использоваться на американском рынке.

Но при всем при этом даже сейчас на обновленном сайте «Южмаша» (кстати, еще в апреле было объявлено, что это предприятие будет в основном простаивать до конца июня) по-прежнему можно найти относительно свежие ссылки на продолжающееся сотрудничество с Россией в ракетной отрасли. В частности, по данным сайта, на 2015 год запланированы совместные работы в рамках Федеральной космической программы России, в том числе, изготовление силами «Южмаша» ракеты-носителя «Зенит-3SLБФ».

Конечно, не исключено, что эту информацию просто забыли удалить с сайта. Но вполне возможно и другое – российские и украинские специалисты продолжают поддерживать профессиональные контакты, по крайней мере, в космической отрасли (хотя «мирный» и «военный» космос, как все понимают, разделить крайне трудно). И в свете многолетнего сотрудничества такой вариант выглядит вполне вероятным.

Юрий Гладыш