Posted 2 июля 2015,, 20:07

Published 2 июля 2015,, 20:07

Modified 31 марта, 07:22

Updated 31 марта, 07:22

Эксперты представили три сценария развития ситуации в Донбассе

2 июля 2015, 20:07
​Эксперты Российского совета по международным делам, возглавляемого экс-министром иностранных дел Игорем Ивановым, описали три сценария развития ситуации в Донбассе: конфронтация, замораживание конфликта и продвижение мирного процесса. Для России конфронтационный сценарий представляется самым рискованным из всех возможных: возникнут серьезные проблемы в экономике и на международной арене, усилится изоляция РФ, ее могут причислить к "странам-изгоям".

В настоящее время, отмечают авторы доклада, положение дел внутри Украины и вокруг нее крайне неустойчиво. Это касается как украинской власти и самопровозглашенных ДНР и ЛНР, так и взаимоотношений внешних игроков по поводу перспектив разрешения опасного кризиса в центре Европы. Отмечается, что существует соблазн ускорить развитие событий и вместо тщательного распутывания узлов решительно разрубить их.

Согласно докладу экспертов, в украинской власти февральские соглашения в Минске («Минск-2») не были восприняты однозначно. В результате это может привести к попыткам ликвидировать дефицит единства посредством наступательной операции против донбасских ополченцев, которые «не оценили» закон об особом статусе районов Донбасса. При этом наступление Киева может быть поддержано Западом, который сам не готов к открытому военному противостоянию с Москвой.

Эксперты предупреждают, что в отличие от осени 2014 года сейчас - в случае обострения конфликта со стороны Украины - речь может пойти о массированных поставках Вашингтоном летального оружия Киеву, что автоматически повысит риски для безопасности всей Европы.

При возобновлении активных боевых действий они видят возможность повторения сценария наступления хорватских войск на сепаратистов в Сербской Краине в 1995 году или попытки Грузии взять под контроль Южную Осетию в 2008 году. В 1995 году войска Хорватии и Боснии и Герцеговины провели совместную военную операцию «Буря» против Сербской Краины, в результате чего были ликвидированы самопровозглашенные Республика Сербская Краина и Республика Западная Босния, созданные в 1991 году сербским меньшинством.

По мнению экспертов, военное поражение ДНР и ЛНР будет означать самое мощное поражение Москвы на постсоветском пространстве, несравнимое по своим последствиям с «цветными революциями». Более того, это будет не только политическое, но и военное поражение, чреватое снижением популярности государственной власти внутри страны и ростом недовольства действиями Кремля. Такое поражение если не поставит крест на проектах евразийской интеграции, то внесет неопределенность в их конечную реализацию, а ближайшие союзники Москвы (такие как Армения и Таджикистан), видя «ненадежность» России, начнут интенсивные поиски геополитических компенсаторов.

Вместе с тем быстрое силовое решение в зоне АТО может привести совсем к другим последствиям, сравнимым с закавказским сценарием 2008 года. При таком развитии событий Киев рискует втянуть Москву в вооруженное противостояние в Донбассе уже в открытом формате. В этом случае значительно повышается вероятность признания Москвой ДНР и ЛНР в качестве независимых государств.

По мнению экспертов, военное поражение сил украинской армии и Национальной гвардии в Донбассе, скорее всего, приведет к «третьему Майдану», в котором примут участие как противники АТО, так и сторонники войны до победного конца. Поскольку на Украине нет той консолидации государственной власти вокруг первого лица, которая наблюдалась в Грузии в 2008 году, «третий Майдан» может способствовать дезинтеграции страны, указано в тексте доклада.

В данном случае, утверждают эксперты, Москва, скорее всего, получит новые санкции Запада и новые социально-экономические обязательства по восстановлению Донбасса. Однако в отличие от сценария «Сербская Краина-2» Москва не потерпит сокрушительного поражения на внешнеполитическом и внутреннем фронтах. Тем не менее ее гипотетический донбасский успех будет отягощен серьезными проблемами в экономике и на международной арене, усилением ее изоляции и возможным символическим причислением к «странам-изгоям», предупреждают эксперты. Для России конфронтационный сценарий представляется самым рискованным из всех возможных.

Что касается другого сценария - мирного урегулирования - то его реализация, полагают эксперты, наименее вероятна. Дело в том, что общая платформа для всех вовлеченных в конфликт сторон отсутствует. Мирный сценарий, по мнению авторов доклада, имеет несколько стержневых параметров: отказ от конфронтационной риторики и признание значительных издержек от продолжения конфликта для всех игроков, ограничение, а затем и отмена санкций со стороны США и ЕС и отказ Запада от обсуждения вопроса о статусе Крыма на международных площадках. Таким образом, в обмен на приостановление санкций и снятие с повестки дня крымской темы Россия может согласиться на территориальную целостность Украины при условии широкой децентрализации.

Однако самая сложная проблема заключается в том, что даже в случае начала реализации основных положений этого сценария Москве будут нужны гарантии по Крыму — но Запад ранее неоднократно четко заявлял, что никогда не признает "аннексию" Крыма.

Заморозка конфликта представляется экспертам наиболее вероятным сценарием, так как ни одна из сторон не заинтересована в серьезных уступках и компромиссах, но в то же время не в состоянии реализовать свою программу: ресурсы Украины для победы над ополченцами без риска эскалации напряженности в отношениях с Россией, включая прямое военное вовлечение Москвы, ограничены, а Россия в случае наращивания поддержки самопровозглашенных республик Донбасса рискует вступить в новую «холодную войну». В этих условиях стороны, возможно, решатся на «подвешивание» вопроса о статусе территорий на неопределенный срок, минимизацию военного противостояния, продолжение переговорного процесса без видимого результата.

Россия в этом случае, утверждают авторы доклада, попытается сформировать властную вертикаль в непризнанных республиках и продолжит оказывать большое влияние на их внутриполитическую жизнь. Украина в таком случае не пойдет на официальные переговоры с властями ДНР и ЛНР, а сосредоточится на выстраивании оборонительной линии, накапливании войск и военной реформе. Во многом это будет соревнование между Украиной (при поддержке Запада) и непризнанными республиками (при поддержке Москвы) в эффективности управления и восстановления инфраструктуры, описывают возможную ситуацию эксперты.

Между тем руководитель украинского Центра прикладных политических исследований ПЕНТА Владимир Фесенко подчеркивает, что для начала нужно прекратить военные действия. При этом, отмечает он, вокруг линии размежевания, скорее, будет мертвая зона, с периодическими обстрелами, это не будет «зона мира».

Чтобы стала возможной такая конкуренция, Украине нужна серьезная финансовая инъекция, но деньги пойдут в страну только после наступления мира, рассуждает он. По его прогнозу, на какой-то период времени, на год или больше, это будет «серая зона гибридного перемирия».