Posted 15 июля 2015,, 13:25

Published 15 июля 2015,, 13:25

Modified 31 марта, 07:12

Updated 31 марта, 07:12

«В берегах реки глубокой потерялось мое время»

15 июля 2015, 13:25
Подразделения знаменитых полевых командиров ДНР Гиви и Моторолы, по слухам, вот-вот разоружат. Видимо, чиновники в Донбассе и впрямь доедают последних героев.

Лидер незарегистрированной партии "Другая Россия", писатель Эдуард Лимонов поделился своим видением ситуации в ДНР. «Знаменитый Гиви, комбат из ДНР, умело и хладнокровно защищавший аэропорт, не получил разрешения на развертывание своего подразделения в бригаду. Ходят слухи, что его подразделение могут разоружить», - утверждает Лимонов. Хотя подразделение Моторолы существует, но есть такая странность: они были расквартированы в "девятке", 9-этажное здание сейчас стоит пустое, где подразделение — малопонятно.

Судя по всему, Эдуард Лимонов не сгущает краски. Время Моторолы и Гиви кончилось. И, дай Бог, чтобы они, удалившись от дел, остались хотя бы живы.

Процесс устранения не вписывающихся в определенные рамки лидеров боевиков идет в Донбассе уже достаточно давно. Сначала из Горловки исчез полевой командир Игорь Безлер (Бес) - правда, ему удалось выжить. Затем был расстрелян начштаба четвертой бригады ЛНР Александр Беднов (Бэтмен), причем власти Луганской республики признали свою причастность к его убийству. В мае формирования ДНР разоружили отказавшиеся входить в республиканскую гвардию формирования казаков. А недавно, после второго по счету покушения, был подорван и расстрелян Алексей Мозговой - один из наиболее популярных и влиятельных полевых командиров Луганской Народной Республики, соратник ранее удаленного из Донбасса Игоря Стрелкова.

То, что сегодня происходит в Донбассе, великолепно вписывается в канву всех вооруженных смут на территории бывшего СССР: завершив свою миссию, «герои революций» таинственным образом гибнут, а им на смену приходят более удобные для аппаратных игр, не выходящие за формальные «рамки приличий» лидеры. Так, при таинственных обстоятельствах погиб приведший к власти президента Таджикистана Эмомали Рахмона лидер таджикского народного фронта Сангак Сафаров. «Вора в законе» Джабу Иоселлиани, свергшего Звиада Гамсахурдиа, сгноил в тюрьме новый президент Эдуард Шеварднадзе – тот самый человек, которого авторитет и привел к власти.

Можно привести и более близкий к Донбассу пример – Приднестровье. Там во время войны лидером вооруженных отрядов города Бендеры стал бывший "афганец" Юрий Костенко, прозванный "батькой". Среди его бойцов было много уголовников, мародерство защитники Бендер воспринимали как "контрибуцию". Суды над задержанными Костенко считал излишним гуманизмом: "батька" вместе со своей "боевой подругой" Татьяной собственноручно допрашивал пленных и сам выносил приговор — как правило, смертная казнь. Увещевания приднестровских властей "умерить пыл и действовать более цивилизованно" бывший афганец попросту игнорировал.

Увы, как только война окончилась, Костенко ликвидировали, причем его труп распилили. Почему? «А у милых ребят-следователей, подчиненных моего хорошего знакомого Вадима Шевцова, был только «Запорожец» для доставки трупа. Вот и распилили или разрубили тело», - описывает гибель Костенко в «Книге мертвых» его друг Эдуард Лимонов.

Вадим Шевцов, руководивший в то время Службой Безопасности Приднестровья – тоже фигура очень занимательная. Настоящее имя этого человека - Владимир Антюфеев. Боевой путь Антюфеева начался в январе 1991 года когда он, рижский сотрудник угрозыска, вместе с промосковским местным ОМОНом вел настоящую войну с силовыми структурами новых антикремлевских властей Латвии. Потом было Приднестровье, а затем и ДНР, где Антюфеев был одно время вице-премьером правительства. Кто знает, может быть, как и в Приднестровье, в Донбассе Антюфеев «специализировался» на нейтрализации «неуправляемых» полевых командиров?

«В берегах реки глубокой потерялось мое время. Ночь цыганкой черноокой золотое прячет стремя», - пророчески написал незадолго до гибели в одном из своих стихов Алексей Мозговой.

Время Мозгового, Гиви, Моторолы действительно потерялось, а если точнее - закончилось. В Донецке один из бывших местных функционеров, разочаровавшийся в происходящем, поделился со мной впечатлениями: «Я работал довольно плотно с Александром Бородаем (московский пиарщик, бывший премьер ДНР – прим. ред.). Разочарование в нем наступило для меня после, казалось бы, очень незначительного эпизода. Как-то мы ехали по Донецку в Мерседесе, Бородай курил, а потом потушил сигарету о стекло машины и выбросил окурок в окно. Тогда я как-то очень отчетливо понял, что этому человеку глубоко наплевать на Донбасс, он просто выполняет здесь задание». «Наше отличие от московских варягов в том, что мы смотрим на этот край как на родной, мы не равнодушны к тому, что здесь происходит, и поэтому не будем беспрекословно выполнять любые указания из Москвы», - добавил он.

В начале войны Кремль был вынужден терпеть таких «неравнодушных», но плохо управляемых командиров. Теперь стало возможным заменить их на обычных чиновников.

Накануне моей поездки в Донецк я побывал на концерте Дмитрия Быкова. Известный литератор сравнил Донбасс с Припятью, где после аварии на Чернобыле завелись невероятные монстры. Увы, Донецк меня «разочаровал»: он оказался достаточно заурядным местом, где обстановка не так уже отличается от какого-нибудь города в российской глубинке.

Местные жители говорили, что еще не так давно город был заполнен вооруженными людьми самого экзотичного вида, и тогда, действительно, в городе было «нескучно». Но потом все это как-то постепенно исчезло.

К слову, сегодня в Донецке вооруженные люди попадаются значительно реже, чем в контролируемой украинскими войсками части Донбасса. Даже чеченцев-кадыровцев отправили из города. Похоже, что временам лихой вольницы наступает конец.

Игорь Ротарь