Posted 11 августа 2015,, 17:00

Published 11 августа 2015,, 17:00

Modified 31 марта, 06:48

Updated 31 марта, 06:48

Донбасс продолжает платить Киеву

11 августа 2015, 17:00
Более половины налогов Донецкой области платят предприятия, расположенные на территории ДНР, но зарегистрированные на Украине. В ЛНР также работают «украинские» компании. Похоже, с таким положением дел пока вынуждены мириться обе стороны.

"Независимые республики" Донбасса существуют уже более года. При этом в результате боевых действий «граница» между ними и Украиной пролегла таким образом, что на территории ДНР сегодня проживает около 2,3 млн человек — чуть меньше половины из почти пятимиллионного населения Донецкой области, а в ЛНР полтора миллиона — то есть две трети от довоенной численности жителей Луганщины. При этом практически все ведущие объекты промышленного производства, шахты остались на территориях самопровозглашенных республик, но многие из них вынуждены продолжать делиться с Киевом налогами.

Сегодня известно, например, что получает киевская казна от компаний, работающих в ДНР. По свидетельству экс-мэра Донецка Александра Лукьянченко, эти предприятия за шесть месяцев 2015 года внесли в бюджет Украины почти 3,5 млрд гривен - это 52 % от всех налогов, собранных на территории области. Ранее глава Донецкой ОГА Александр Кихтенко заявлял, что за прошлый год предприятия, работающие на неподконтрольной Киеву территории, но зарегистрированные на Украине, заплатили порядка 10 млрд (всего «украинские» предприятия области — 19 млрд), так что получается, что денежная «река», текущая в Киев из Донбасса, обмелела.

Стоит отметить, что украинское законодательство пока не запрещает предприятиям работать на территориях республик. Закон «О временных мероприятиях на период проведения АТО» лишь рекомендует им пройти перерегистрацию на подконтрольной Украине территории. Например, компания Рината Ахметова «Метинвест-СМЦ», в апреле выигравшая тендер на «Укрзализныци», находится в подконтрольном ДНР Енакиево, но при этом зарегистрирована на Украине. Сотрудники предприятия поделились со мной секретом: налоги завод платит сразу в две казны. Видимо, такой расклад устраивает всех.

В то же время Служба безопасности Украины приостановила финансирование из государственного бюджета другого донецкого предприятия Ахметова (какого именно — не сообщается). Как установила СБУ, оно фактически продолжало работать в Донецке, получая деньги от государства, что запрещено бюджетным кодексом Украины. Но опять же — иметь с ним дело вроде бы никто не запрещает.

Шахты компании «ДТЭК» все того же Ахметова, расположенные на территориях подконтрольных ЛНР и ДНР, платят налог лишь в местные «копилки», а уголь продают и Украине, и России. Работает и платит республике и лидер по аварийности - шахта имени А.Ф. Засядько, принадлежащая экс-нардепу от «Партии регионов» Ефиму Звягильскому. Всего же, по информации Минэнерго Украины, ежедневно на «неподконтрольных территориях» закупается 15 тыс. тонн угля. Впрочем, судя по сообщениям аналогичных ведомств в «республиках», очень может быть, что в реальности и больше.

Хотя объемы добычи угля, конечно же, сократились. В поселке Лутугино реструктуризация оставила без работы 789 работников (около 1/3) шахты «Лутугинская» ГП «Луганскуголь», в Зимогорье на шахте «Черкасской» уволены 474 горняка (практически 1/3). Впрочем аналогичная ситуация и на подконтрольной Украине территории. Так в Артемовске на шахте «имени Артема», того же ГП «Луганскуголь», уволены 558 человек (также около 1/3).

В это время продолжают процветать нелегальные копанки, которые покупателей находят даже во время боевых действий. Генпрокуратура ЛНР уже призвала всех предпринимателей, которые до сих пор не зарегистрировались, легализовать свой бизнес, чтобы не поощрять "крышевание", которым, по признанию прокуроров, пытаются заниматься и силовые структуры ЛНР. Впрочем, владельцы копанок вряд ли захотят «светиться».

Что еще интересного по ситуации с ведущими налогоплательщиками Донбасса? «Лугцентрокуз» и Луганский тепловозостроительный завод продолжают платить налоги Киеву. И ничего, в Луганске терпят. Народный совет ЛНР даже утвердил нулевую налоговую ставку для этих предприятий. Почему? Ни для кого не секрет, что обе компании давно выкупили российские бизнесмены, а платят Киеву, чтобы не нарваться на санкции ЕС — ведь продукция этих заводов поставляется в том числе и в Европу. Конечно, денежки идут мимо луганской кассы, но хоть люди при деле, зарплату какую-то получают.

В связи с этим вспомним, что рассказывал полгода назад «Росбалту» покойный ныне Алексей Мозговой, вроде бы убежденный сторонник национализации, по поводу Алчевского металлургического завода, находившегося в его вотчине. «Вот большая часть акций Алчевского металлургического комбината и сейчас принадлежит одному из московских банков, другая часть людям из Днепропетровска, не только Коломойскому, - напомнил легендарный Призрак. - Но трогать комбинат нельзя сейчас, он завязан на Европу. Если мы рубанем шашкой, комбинат останется без потребителей своей продукции. Снова занять ту же нишу, что он сейчас имеет, будет очень тяжело. А на нем работают 15 тысяч человек. Его уже кое-кто хотел отжать, но мы объяснили, что так делать нельзя. Можно национализировать, но кому он потом нужен будет без внешнего рынка?»

Но вернемся к луганским тепловозостроителям. Отметим, что ЛТЗ остановил свою работу летом 2014-го во время массированных обстрелов Луганска и запустил производство несколько месяцев назад. Хотя объемы нынче совсем не те, что были раньше. Как рассказали мне сотрудники ЛТЗ, в месяц работники сейчас трудится в среднем всего 58 часов.

Зато относительно неплохо чувствуют себя предприятия пищевой промышленности. После долгого простоя возобновила работу фирма по производству молочной продукции «Станица», принадлежащая семье Александра Ефремова. В ДНР работает компания по изготовлению полуфабрикатов и мороженого «Геркулес». «На ходу» производители мясной продукции «Луганские деликатесы» и «Фируза». В небольших городах ДНР и ЛНР активизировали свою деятельность мини-заводы по производству газировки - сейчас на воду очень большой спрос. Активно в летний период «штампует» мороженое завод экс-нардепа Натальи Королевской.

Продолжает работу ПАО «Луганскмлын» - крупнейший производитель муки, крупы, хлопьев, смесей злаковых культур, хлеба и хлебобулочных изделий, комбикормов. Впрочем, свою работу «Луганскмлын» не прекращал даже прошлым летом, и во время обстрелов он обеспечивал крупами и хлебом Луганск.

Работают на территориях республик и украинские частные предприятия. Преуспевают в продажах владельцы сети магазинов электроники и бытовой техники «Фокстрот» Валерий Маковецкий и Геннадий Выгодцев. Продолжает выпускать пиво в Донецке компания Efes Ukraine. А вот на рынке торговых сетей большие изменения. Супермаркеты Рината Ахметова «Брусныця» под давлением Киева свою работу на территориях ДНР и ЛНР прекратили. Простаивает сеть супермаркетов «Лелека» и «Семейный», которая принадлежит тому же Александру Ефремову. Сеть супермаркетов «АТБ», которой, по неподтвержденным данным, владеют люди приближенные к Виктору Януковичу - экс-глава СБУ Якименко и бывший депутат-регионал Самойленко - превратились в государственную республиканскую торговую сеть.

Полностью закрыты или работают на 15-20% своей мощности крупные торговые центры - такие как "Донецк-сити", "Белый лебедь" в ДНР, "Аврора", "Луганск сити-центр", "Центральный" в ЛНР.

Вот с чем действительно на сегодняшний день плохо, так это с аптеками. Работают лишь мелкие точки, завозящие медикаменты из РФ, при этом накрутка на товар составляет более 100%. Хотя в Луганске возобновило работу фармацевтическое КП «Фармация», особо на розничном рынке медикаментов это не отразилось.

С грехом пополам, но в самопровозглашенных республиках в основном легализовали мелких предпринимателей – проще говоря, торговцев. Они платят по единой ставке - 300 грн в месяц. Правда, вначале в ЛНР "план» был в два раза выше, но "торгаши" попросту взбунтовались, заставив власти пойти им навстречу.

И еще пара любопытных фактов. Власти ДНР не позволяют осуществлять госзакупки продукции в ЛНР, даже мелочевки, вроде той же "канцелярии». Дескать, другое государство, другие налоги. Забавно, что "братские республики" даже установили таможенные посты и берут таможенные сборы с предпринимателей, которые везут продукцию в соседнее "государство". Интересно также, что на границе с Россией ЛНР никаких сборов не взимает, а вот ДНР - берет.

Анна Громова