Posted 2 октября 2015,, 09:57

Published 2 октября 2015,, 09:57

Modified 31 марта, 06:02

Updated 31 марта, 06:02

Украинское небо для избранных

2 октября 2015, 09:57
«Авиаэмбарго» не закроет авиационное сообщение между Украиной и Россией, считают эксперты. При этом некоторые называют решение о санкциях политическим, а другие уверены, что оно принято в интересах новых игроков на рынке перевозок.

Правительство Украины приняло решение о запрете полетов в эту страну для ряда российских авиакомпаний. Премьер-министр Арсений Яценюк прямо сказал, что самолетам с триколорами нечего делать в украинских аэропортах.

Россия ответила «зеркально», закрыв свои аэропорты для украинских самолетов. Если ничего не изменится, этот запрет должен вступить в силу с 25 октября.

Эти решения вызвали на редкость дружную и однозначно негативную оценку экспертов и журналистов.

«Мне очень жаль, что подобное происходит в отношениях между нашими странами, тем более, между коллегами-авиаторами, - сказал «Росбалту» бывший летчик и опытный авиационный инженер Владимир Иванов. – Мы всегда поддерживали с украинскими товарищами самые тесные рабочие отношения, и то, что теперь мы не сможем запросто летать друг к другу, в голове не укладывается».

Вице-президент Центра политических технологий и заведующий украинским бюро Центра Георгий Чижов полагает, что в появлении украинских авиасанкций нужно искать только политические мотивы.

«Об экономике в этот момент не думали, – сказал политолог «Росбалту». - Просто с таким запозданием украинская сторона сформулировала меры, которые она готова противопоставить российским действиям. Под санкции попали только те российские перевозчики, которые летают в Крым. С точки зрения украинского общества, это справедливо».

Впрочем, Чижов тут же добавил, что санкции "выписаны" весьма неряшливо. По его мнению, авторы «не думали не только об экономике, но и последствиях вообще».

Известный публицист Антон Орех назвал в своем блоге запрет «глупейшим» и сказал, что политики наказали не своих оппонентов, а народы наших стран. Причем, по мнению журналиста, это в равной степени относится и к ответным действиям России. Антон Орех полагает, что РФ следовало бы ограничиться грозным предупреждением, но не закрывать свои аэропорты для самолетов соседей. Тем самым россияне дали бы понять, что ставят сохранение исторически сложившихся связей выше сиюминутных политических амбиций.

Публицист Юлия Латынина в своей авторской программе на «Эхе Москвы» назвала решение украинских властей «мегачудацким», отметив, что оно никак не ущемит интересы российских политиков, поскольку они давно уже летают не самолетами «Аэрофлота» или «Трансаэро», а частными «Бомбардье».

Примерно в таком же духе высказывались и другие критики обоюдного решения двух правительств о взаимной отмене полетов самолетов ряда авиакомпаний. Причем, нужно отметить, что большая часть критических стрел была направлена все же в сторону «политического» решения Киева. Ответные меры России "ругали» гораздо мягче, причем это касается как российских, так и украинских экспертов. В общем, решение, безусловно, "плохое", но объяснение демаршу украинских властей, если считать его «политическим» или «эмоциональным», конечно же, есть, и оно лежит на поверхности.

По мнению украинского руководства, которое, впрочем, разделяется многими и в РФ, Украина находится с Россией в состоянии «гибридной войны». Пусть она и является необъявленной, пусть эта война отрицается российскими дипломатами и политиками, но на ней есть уже свои потери, свои жертвы и свои пленные. Достаточно вспомнить осужденного на днях украинским судом российского майора Владимира Старкова, «спецназовцев» Ерофеева и Александрова, суд над которыми только что начался, и летчицу Надежду Савченко, дело которой сейчас рассматривается в российском Донецке. Про Крым можно и не говорить.

Другое дело, что если правительство соседней страны действительно считает Россию своим оппонентом и даже противником, как это было подтверждено в принятой недавно новой военной доктрине, то, возможно, логичнее было бы начать не с самолетов.

Скорее всего, как говорит та же Юлия Латынина, в этом случае правильно было бы ввести санкции для российских компаний, большинство которых сейчас свободно функционируют на территории Украины. Латынина приводит поразительный пример – российские «Сбербанк», «Газпромбанк» и банк ВТБ попали под западные санкции из-за событий на Востоке Украины, но в самой Украине они работают свободно и без всяких ограничений. Вообще-то не они сами, а их «дочки», так что, может быть, формально тут все в порядке, но как эмоционально пишет Юлия Латынина, от такой абсурдной ситуации «крышу сносит».

Впрочем, есть еще одна версия, объясняющая, почему же на Украине взялись не за те же банки, а именно за авиаперевозчиков, и что "эмоциональность" тут ни при чем.

В последние дни в некоторых российских СМИ появились достаточно истеричные комментарии, предрекающие полное прекращение сообщения между нашими странами или предстоящий фантастический взлет цен на билеты, и даже «закрытие украинского неба» для транзитных полетов из России, после чего Украину придется «облетать».

Что касается байки по поводу якобы предстоящего «облета» территории Украины российскими самолетами, то она не выдерживает никакой критики. Украинские санкции предусматривают «закрытие неба" только для российских бортов, которые «содержат товары военного назначения, двойного назначения или российскую военную живую силу». Все остальные гражданские самолеты с «триколорами» могут следовать транзитом через украинскую территорию беспрепятственно.

Журналисты случайно или намеренно «забывают» этот важный факт. Между тем, из него следует, что никаких «облетов» не будет, и российские туристы и впредь будут следовать в любимые Афины или Анталию, пролетая над Киевом и Харьковом.

Теперь возьмем цены на билеты. Во вторник обозреватели популярной московской радиостанции с "ужасом" объявили, что сегодня «порядок цифр на цены от Москвы до Киева огромный» и начинается в том же «Аэрофлоте» от 15 тысяч рублей.

Однако на самом деле все обстоит далеко не так страшно. На ближайшую субботу, то есть на третье октября, билеты в тот день до Киева из Москвы на рейсы компании S7 (бывшая «Сибирь») и «ЮТэйр» стоили почти вдвое меньше указанной цифры. На самолеты украинской МАУ лишь немногим дороже (кстати, сегодня она объявила о прекращении продаж билетов с 25 октября). Самым дорогим оказался «Аэрофлот", но и ему далеко до объявленных 15-ти.

Теперь о «невозможности» долететь до Украины. На самом деле после 25 октября полеты в украинские аэропорты смогут продолжить компании, не летающие в Крым. Например, не попавшая под санкции «ЮТэйр» уже объявила, что с конца октября будет выполнять еженедельно четырнадцать рейсов по маршруту Москва – Киев, то есть по два рейса в день. Рассматривается вопрос и об их увеличении. Правда, министр внутренних дел Украины Арсен Аваков потребовал не делать исключений и для этой компании, но его инициатива понимания, кажется, не нашла. Таким образом, по крайней мере пока, «Ютэйр» становится в РФ монополистом, но есть мнение, что ненадолго. Но об этом позже.

Отметим, что (опять же пока) на ценах это не сказывается. Если взять наугад какую-нибудь дату, например, 31 октября, то в этот день, уже после вступления в силу санкций, можно будет добраться до Киева из Москвы даже дешевле, чем сегодня.

В тот же период должно значительно увеличиться количество транзитных рейсов из Москвы в Киев через Минск, которые выполняет, скажем, компания БЕЛАВИА. В тот же день, 31 октября, до Киева из Москвы можно будет долететь белорусскими самолетами за 9 тысяч рублей. Конечно, это делает поездку менее удобной, но говорить о полном прекращении авиасообщения между нашими странами совершенно точно не приходится.

В общем, версия, которую наконец-то нужно озвучить, что столь неожиданная и скоординированная кампания дезинформации потребителей была организована, возможно, в интересах конкретных игроков рынка авиаперевозок, не выглядит безосновательной. И что самое важное, полагают некоторые эксперты, в этих же интересах, не исключено, были приняты и сами решения об «ограничении полетов».

Например, в выигрыше могут оказаться, скажем, даже молдавские авиаторы, которые смогут теперь летать в Москву через Киев, прихватив «попутчиков». Но скорее "выгодоприобретателем" станет какая-нибудь новая украинская авиакомпания, которая будет специально срочно создана под этот проект в обход санкций.

Эту версию поддержал, в частности, главный специалист телеканала «Дождь» Станислав Белковский. «Никакого ущерба для потребителей, скорее всего, не будет, - сказал Белковский в эфире «Дождя». - Санкции на полет отдельных авиакомпаний являются не политическим, а бизнес-проектом. Они означают, что на этом направлении грядет передел рынка авиаперевозок».

Политолог признался, что поначалу он полагал, будто бы за решением о принятии «авиасанкций" стоит олигарх Игорь Коломойский. Именно он, по мнению эксперта, может создать такую новую авиакомпанию, которая станет монополистом перевозок на российском направлении. Но теперь Белковский считает, что ситуация может быть «на руку» и другим игрокам.

То, что решение было принято отчасти и в коммерческих интересах, неожиданно косвенно подтвердил его официальный инициатор, украинский премьер Арсений Яценюк, "поругав» Россию за введение ответных санкций против украинских авиаперевозчиков. «Наши северные соседи начали безосновательно угрожать и вводить ответные меры против украинских авиакомпаний... Если россияне думают, что они будут таким образом уничтожать наши авиакомпании, у них ничего не должно получиться», - цитирует Арсения Яценюка агентство «Интерфакс» .

Премьер-министр также поручил главе Мининфраструктуры Андрею Пивоварскому провести консультации с авиационными властями России о соблюдении принципа взаимности по вопросу полетов между двумя странами. «Принцип взаимности означает следующее: сколько летают к нам, столько летаем мы, если другое не определено нашими двухсторонними соглашениями», - объяснил Арсений Яценюк.

Из сказанного явно следует, что руководство Украины вовсе не заинтересовано в полном прекращении авиаперевозок между нашими странами. Просто оно, видимо, собирается выгодно «продать» свое согласие на компромисс, который будет принят, скорее всего, в пользу каких-то конкретных коммерческих компаний.

Георгий Чижов, являющийся сторонником "политической" версии введения санкций, тем не менее тоже полагает, что монополия "Ютэйр» на маршруте вряд ли сохранится надолго. По его убеждению, скоро появятся другие перевозчики с обеих сторон. А Станислав Белковский считает, что окончательный ответ на вопрос о будущем авиационного сообщения между Россией и Украиной мы узнаем в самое ближайшее время. Возможно, в течение нескольких недель.

Однако тем, кто в ближайшее время собирается посетить Украину, некоторые эксперты все же рекомендуют на всякий случай воспользоваться поездом. Даже бывший летчик Владимир Иванов говорит, что пока будет навещать друзей в Киеве, добираясь до него наземным транспортом. Так оно надежнее.

Юрий Гладыш