Posted 17 ноября 2015,, 09:50

Published 17 ноября 2015,, 09:50

Modified 31 марта, 05:28

Updated 31 марта, 05:28

Кому в Донбассе жить нехорошо

17 ноября 2015, 09:50
В Донецке ополченцы устроили митинг, протестуя против задержки зарплаты. Проблемы с финансированием есть в основном у подразделений, которые до недавнего времени были «независимыми». Похожая ситуация сложилась и в Луганске.

В сети появилось видео, на котором ополченцы самопровозглашенной Донецкой народной республики из подразделения «Патриот» требуют выплатить им денежное довольствие, которое им задерживают уже три месяца. Военные заявляют, что у них нет ни жилья, ни нормальных бытовых условий, ни даже денег на сигареты. Как мне удалось узнать у моих донецких коллег, довольствие ополченцам действительно не платят, правда, не всем — кое-кто деньги все же получает.

«У нас, как и у вас, есть подразделения, скорее я бы назвал их группировками, которые хоть и подчинены центру, но для него сейчас как пятое колесо у телеги. Их "взяли в армию», чтобы они не вели "свою" войну, но эти бывшие ополченцы все равно не чувствуют себя частью, так сказать, единого войска», - рассказал мне донецкий журналист.

Примерно такая же ситуация сложилась и в Луганской республике с подразделениями дремовских и козицынских казаков. Отряды согласились подчиниться главе ЛНР Игорю Плотницкому еще летом, однако "не на общих основаниях". «Мы как бы подчинены Плотницкому. Только что изменилось в нашей жизни? Стали писать кучу бумажек и отправлять на Луганск. При этом никто с нами не считается. Первые деньги мы получили в августе, сейчас дают через раз. Форму, обмундирование мы не получаем, ходим в том, что раздобыли год назад. Кто-то наскладировал себе целые гардеробы, у кого-то одни берцы на все случаи жизни. Приходят новички, приходиться вытягивать из запасов и отдавать свое. Ну, нам еще Козицын некоторые средства из России подбрасывает, он сейчас в Ростовской области. А так - все. Республика нам ничего не дает», - рассказал корреспонденту «Росбалта» представитель "козицынского" казачества.

При этом другие военные, те, что с самого начала были под командованием главы республики, зарплату получают регулярно, правда, не такую большую, как было обещано. «Когда я шел в военкомат, то прочел объявление, что зарплата будет от 15 тысяч рублей. А вот на деле оказалось, что дают 6-8 тысяч - это если нет хорошего звания. А звания в основном у старшего звена - комбатов и штабных. Хорошо хоть живем на казарме, питание есть, так что деньги можно отдавать семье», - рассказал мне боец комендантского полка.

Видимо, именно в таких «голоштанных» подразделениях, в первую очередь, расшатывается дисциплина. По данным Главного управления разведки Минобороны Украины, среди населения ДНР распространяются протестные настроения, вызванные увеличением случаев бандитизма и несанкционированного использования стрелкового оружия личным составом воинских подразделений после употребления алкоголя и наркотических средств.

Про такие «настроения» в соседней Луганской республике, правда, ничего не сообщается, но поводы для них тоже имеются. Так, буквально пару недель назад двое военных прямо на остановке отобрали телефон у 20-летнего парня. Причем им даже оружием угрожать не пришлось, хватило крепкого слова. «Я сидел на остановке. Подошли двое в форме, один был в папахе, как у казаков, выхватили телефон и ушли, я покричал вслед, но на меня даже внимания не обратили», - рассказал потерпевший.

Впрочем, после открытия перехода на украинскую территорию в Станицу Луганскую у военных ЛНР появился еще один способ относительно «честного» заработка. Сотрудниками МГБ был задержан военнослужащий, который взымал с людей по 20 рублей за проход через блокопост. Правда, деньги, по его словам, он брал на нужды сослуживцев, а не себе лично.

Собирают военные "пожертвования" и на блокпостах на дороге от Луганска до Кировска и Первомайска. Пассажиры автобусов никогда не отказываются подбросить им хоть десятку, кто-то искренне желая помочь, а кто-то просто боясь «обидеть» людей с оружием.

Но это мелочь, у других ополченцев «бизнес» более солидный. Буквально на днях комендатурой были задержаны двое военных из батальона «Заря», которые ночью в частном автомобиле перевозили снайперские винтовки, автоматы и гранаты. Есть предположение, что оружие везлось не на полигон, как заявили задержанные, а на продажу, так как никаких документов на транспортировку не было.

Участились случаи торговли продуктами с военных складов. Как мне удалось узнать от моего постоянного источника в Министерстве государственной безопасности ЛНР, в МГБ в разработке сейчас несколько дел по данной тематике. Например, в начале осени были задержаны бойцы из той же «Зари» с полным автомобилем продуктов, которые везли на продажу.

При этом на общем фоне военные бедняками все же не выглядят: рядовой луганчанин в среднем зарабатывает от 2 до 4 тысяч рублей, а "защитники отечества» и теперь минимум около 6-ти.

Кстати «чекистам» в этом месяце зарплату тоже урезали на 40%, сняв надбавку за звания. Причину огласили «шепотом»: она в недавнем задержании сотрудниками МГБ министра топлива и энергетики Дмитрия Лямина, за что им и «отомстили». Тем не менее, оперативники получают в среднем около 15 тыс. рублей, причем регулярно.

Практически нет проблем с выплатой зарплат в Министерстве внутренних дел ЛНР. Сотрудники ведомства получают деньги ежемесячно, исключение составляет, по неизвестным причинам, батальон патрульной службы. «На нас свалили всю работу по охране общественного порядка. Мы патрулируем улицы, выезжаем на вызовы по 102, участвуем в охране мероприятий, спецоперациях. При этом зарплату нам платят через месяц - как хочешь, так и крутись. Форму летнюю дали, она неудобная, а осенью в ней холодно, она становится "деревянной". Зимнюю же не выдали, ходим в той, что получали в прошлом году. Новичкам часто приходится самим покупать или даем что-то старое, что завалялось, а такого мало. Вчера был день нашего батальона, зарплату к этому дню не выплатили, премий естественно тоже не начислили. Ко Дню полиции - тоже ничего, кроме наград для избранных, а не для тех, кто их реально заслужил», - поделился со мной сотрудник БПС.

При этом луганские правоохранители и военные на митинги выходить не спешат, несправедливость терпят молча. Хотя из Киева, откуда «виднее», сообщают о том, что казаки, дислоцирующиеся в Стаханове и Красном Луче, чем-то сильно недовольны и готовы устроить бузу, но в Луганске о каких-либо казацких демаршах или акциях слышно не было.

Анна Громова, Луганск