Posted 2 декабря 2015,, 09:05

Published 2 декабря 2015,, 09:05

Modified 31 января, 08:15

Updated 31 января, 08:15

Украину наказали за Крым углем

2 декабря 2015, 09:05
Россия, ДНР и ЛНР прекратили поставку на Украину угля, дав понять, что это ответ на энергоблокаду Крыма. Украинский премьер поручил антикризисному штабу не допустить зимой веерных отключений, но без возобновления импорта сделать это будет нелегко.

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин 27 ноября сообщил, что в качестве ответа на блокирование поставок электроэнергии в Крым был прекращен экспорт углей антрацитовой группы из Российской Федерации. Наряду с этим, по его словам, было приостановлено поступление антрацитов и из зоны АТО. Министр считает, что имеющихся запасов «хватит лишь на 45-50 дней, то есть – до второй половины января, и в течение этого времени власть должна будет найти решение проблемы обеспечения углем энергосистемы страны в зимний период».

Отметим, что минимальный объем энергетических углей, необходимый для нормальной работы теплоэлектростанций Украины в течение месяца, составляет 3,1 млн тонн. И, как известно, почти все это количество добывают в Донбассе, доля которого в общем объеме угледобычи страны до весны 2014 года достигала 85%.

«При этом весь объем углей антрацитовой группы сосредоточен в районе городов Шахтерск, Снежное, Ровеньки, Свердловск, Антрацит, Красный Луч и других, то есть – в зоне АТО или на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. По итогам 2013 года, доля предприятий, входящих в состав принадлежащей Ринату Ахметову «Донбасской топливно-энергетической компании» (ДТЭК), – шахты «Комсомолец Донбасса», а также холдингов «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит», – в общем объеме добычи углей антрацитовой группы в Украине составила 59%. Наряду с остальными предприятиями Донбасса, добывающими антрациты, они являлись единственными поставщиками сырья на 7 из 14 ТЭС страны», – пояснил ситуацию для «Росбалта» руководитель аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий. Из чего следует, что все украинские ТЭС, работающие на угле, зависят от сырья, добываемого в Донбассе, а половина теплоэлектростанций страны – от топлива, поступающего из зоны АТО.

До начала войны среднемесячный объем добычи энергетического угля в Украине составлял более 5 млн тонн, то есть – превышал среднемесячную потребность почти на 40%. Однако из-за боевых действий к августу 2014-го почти 50% ресурсов оказались просто недоступными. Соответственно, в августе прошлого года по сравнению с августом 2013-го объем добычи энергетического угля в Украине упал в 1,8 раза или – до 2,82 млн тонн, а это примерно на 10% меньше, чем нужно каждый месяц самой Украине.

Несмотря на снижение интенсивности боевых действий в 2015 году, положение дел в сфере добычи энергетических углей не только не улучшилось, но, наоборот, даже усугубилось. Так, в январе-октябре 2015-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, предприятия Украины сократили объем добычи этого вида сырья на 38% или, в среднем, до 2,64 млн тонн в месяц. Таким образом, если к осени минувшего года среднемесячный объем дефицита энергетических углей в Украине составлял 300 тыс. тонн, то к началу нынешнего отопительного сезона он возрос до 500 тыс. Именно поэтому с сентября 2014 года и до сих пор Украина оказалась вынужденной импортировать энергетические угли и, конечно, главным образом – антрациты.

Хотя эти цифры ясно говорят о том, что топлива Украине не хватает, еще меньше месяца назад г-н Демчишин уверенно заявлял, что на складах ТЭС накоплено достаточное количество угля для отопительного сезона, и что отключений потребителей от энергоснабжения в течение этого периода не будет. Но уже 27 ноября премьер-министр Арсений Яценюк констатировал, что необходимого объема запасов не создано и, созвав антикризисный энергетический штаб, потребовал от него принять план чрезвычайных мер для предотвращения так называемых веерных отключений.

К этому времени ситуация была осложнена приостановкой поставок угля из неподконтрольной Киеву части Донбасса. 24 ноября глава ДНР Александр Захарченко сообщил о том, что вывоз этого вида сырья из республики прекращен. В пресс-службе ДТЭК также отметили, что вывоз антрацитов из Донецкой и Луганской республик не осуществляется уже с 20 ноября.

Глава Минэнерго Украины, правда, сначала пытался утверждать, что перебои с поставками сырья из зоны АТО происходят исключительно по техническим причинам, в основном – из-за плохого функционирования инфраструктуры, но никак не по политическим, однако Захарченко тут же эти иллюзии развеял. Глава республики отметил, что снабжение углем украинских ТЭС может быть возобновлено только в случае снятия энергетической блокады Крыма.

Еще определенней высказался начальник управления в администрации Захарченко Эдуард Поляков: «После того, как мы приостановили поставки угля на Украину, к нам стали обращаться украинские предприниматели с просьбой их возобновить. Мы прекрасно понимаем, в какую ситуацию загнала украинская власть свой народ. Но приостановка поставки угля на Украину — стратегическое и политическое решение».

Одновременно было прекращено поступление угля и из России. 24 ноября министр энергетики РФ Александр Новак заявил о том, что в ответ на блокирование энергоснабжения Крыма Россия может отказать Украине в продаже энергетических углей. И уже в этот самый день «Южная топливная компания» (Ростовская обл.), действительно остановила вывоз этого вида сырья в Украину.

Правда, по словам заместителя генерального директора ЮТК Романа Крюковского, это произошло потому, что «железная дорога не принимает вагоны к отправке». Однако таких совпадений не бывает — понятно, откуда ветер дует.

Именно поэтому 27 ноября уже и сам Демчишин заявил, что возобновление поставок российского угля в Украину станет возможным лишь при восстановлении и подключении хотя бы одной из четырех ЛЭП, снабжающих электроэнергией Крым.

Через два дня и.о. директора «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук сообщил о том, что руководству Минэнергоугля удалось договориться с инициаторами блокады Крыма о восстановлении линии электропередачи «Каховка-Титан», которое займет не более 4-5 часов. «Однако вопрос ее включения все еще остается предметом дискуссии», – добавил он. И это значит, что само по себе завершение ремонта ЛЭП к возобновлению энергоснабжения связанных с ней объектов не приведет.

Итак, Украина, если не приструнит участников энергоблокады, обречена на «вымерзание»? Не факт. Некоторые эксперты полагают, что прекращение поставок угля из России отнюдь не станет тем фактором, который дестабилизирует энергосистему Украины. «Прежде всего, блокирование поставок электроэнергии в Крым высвободило, как минимум, 500 МВт мощности Объединенной энергосистемы Украины. Кроме того, у украинского правительства есть время и ресурсы для того, чтобы найти другие источники закупок энергетических углей. И, наконец, в перспективе Украина может нарастить мощности атомной и гидроэнергетики», – полагает эксперт Международного центра перспективных исследований Вадим Перебийнис.

Однако еще год назад власти Украины в полной мере убедилась в том, что альтернативных российским поставщиков энергетических углей необходимого качества, которые к тому же были бы готовы продавать их стране по приемлемой для нее цене, на мировом рынке просто нет. И это значит, что в ближайшее время иначе как за счет импорта из России проблему дефицита антрацитов Украине решить не удастся.

Правда, руководство Минэнергоугля уверяет, что уже в зимний период 2016-2017 года стране удастся обойтись без российского угля. При этом оно не уточняет, каким именно образом это будет достигнуто. «В силу неразвитости портовой инфраструктуры Украины, объемы поставок угля из дальнего зарубежья, осуществляемых морским путем, могут покрыть лишь 40% среднемесячного объема дефицита этого вида сырья, а вопрос о том, как восполнить нехватку в размере остальных 60%, пока остается открытым», – констатирует генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко.

Из всего этого следует, во-первых, то, что в нынешнем отопительном сезоне у Украины нет иного выхода, кроме возобновления импорта угля из России, для чего ей придется найти способ восстановления в полном объеме энергоснабжения Крыма. А, во-вторых, в перспективе ей будет необходимо всячески содействовать росту объемов угледобычи в зоне АТО до довоенного уровня. Иначе – все так же придется покупать уголь у РФ.

Мария Иванова