Posted 23 декабря 2015,, 15:15

Published 23 декабря 2015,, 15:15

Modified 31 января, 08:30

Updated 31 января, 08:30

Украина превзошла натовские стандарты

23 декабря 2015, 15:15
Власти Украины предполагают увеличить расходы на содержание и оснащение вооруженных сил до 5% ВВП, тогда как для стран-членов НАТО эта «норма» составляет всего 2%. Значит ли это, что украинский бюджет будет "милитаристским"?

Верховная рада Украины должна до конца года рассмотреть и, как предполагается, принять в целом проект закона «О Государственном бюджете на 2016 год». «Основной целью, на достижение которой направлен главный финансовый документ страны, является укрепление ее национальной безопасности и обороны», – подчеркнул премьер-министр Арсений Яценюк. Год назад – по поводу госбюджета-2015 – впервые в истории так называемой «независимой Украины» глава ее правительства заявлял примерно то же самое. Тогда расходы на повышение обороноспособности страны были увеличены до 90 млрд гривен. Сегодня, когда горячая фаза «антитеррористической операции» вроде бы в прошлом, — оборонный бюджет будет еще больше.

На 2016 год объем финансирования этой статьи расходов был определен в соответствии с изданным 2 декабря Указом президента Петра Порошенко «О введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) об оборонном бюджете страны на 2016 год». Кабинету министров Украины было рекомендовано предусмотреть в проекте закона о госбюджете объем расходов на укрепление обороноспособности государства в размере 5% валового внутреннего продукта или – не менее 100 млрд грн. «Весь объем оборонного бюджета Украины в следующем году составит 113 млрд грн, из которых 100 млрд будут выделены из общего фонда госбюджета, то есть – это будут так называемые «живые» деньги, а 13 млрд – из специального фонда и в виде государственных гарантий. Это тот минимум средств, который позволит стране противостоять агрессии», – уточнил секретарь СНБО Александр Турчинов.

Как видно, в следующем году, по сравнению с нынешним, расходы государства на укрепление собственной обороноспособности будут несколько увеличены. Однако, по мнению некоторых экспертов, даже этого не просто недостаточно, но крайне мало. «На самом деле украинской армии нужно на порядок больше. Первичные потребности тех видов и родов Вооруженных сил Украины, которые были учтены в ходе подготовки проекта Государственной программы развития вооружений Украины до 2020 года, как минимум, в 10 раз превышают нынешний оборонный бюджет», – полагает директор информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец.

Возможно, именно поэтому упомянутый Указ г-на Порошенко предписывает устанавливать масштаб расходов на развитие вооружений, военной и специальной техники для нужд ВСУ с учетом стандартов государств-членов НАТО. По данным главы государства, в 2016 году объем затрат на эти цели может быть увеличен уже не на 15%, как это было в 2014 году, а на 21%. Хотя при этом президент «извиняется» за то, что увеличение расходов не так уж и велико. «Понимаю, и прошу понять всех – большего экономика не потянет. Она и так сейчас до плинтуса продавлена войной, в том числе экономической агрессией, которую развязала Россия против нашей страны», – заявил он.

А, может, и "потянет": первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский анонсировал гораздо больший рост этой статьи расходов. «В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, государство планирует увеличить затраты на развитие вооружений на 30%», – сообщил он. Эти средства будут освоены в соответствии с проектом Госпрограммы развития вооружений, исходя из которой были поставлены задачи для оборонно-промышленного комплекса страны, предполагающие перевооружение армии новыми образцами оружия и военной техники. При этом, по его словам, приоритетной сферой перевооружения в будущем году станет система противовоздушной обороны Украины.

Нужно сказать, что уже в этом году кому-то ставка на "перевооружение" принесла пользу. Концерн "Укроборонпром" получил только за девять месяцев 2015 года 1,626 млрд гривен ($70 млн) чистой прибыли по сравнению с 348 млн ($15 млн) убытка в 2014 году. "Если с середины 2014 года мы модернизировали старую технику, то начиная с 2015 год активно взялись за новое современное вооружение", — заявил глава концерна Роман Романов.

Несмотря на полученную "Укроборонпромом" выгоду, вполне очевидно, что оборонный бюджет Украины раздувается до размеров, которые она при нынешнем состоянии экономики, мягко говоря, едва ли может себе позволить. Однако министр иностранных дел Украины Павел Климкин уверен – парламент поддержит норму законопроекта о госбюджете-2016, предполагающую финансирование обороноспособности в размере 100 млрд грн.

«Расходы стран-членов НАТО на эти цели составляют примерно 2% собственных госбюджетов (ВВП — прим.авт.). Украина же намерена увеличить их до 5%. Разумеется, потому, что страна находится в состоянии борьбы с российской агрессией. И поскольку для этого ей необходимо продолжать создавать эффективную армию, у которой со временем, несомненно, и НАТО будет чему поучиться, оборонный бюджет следует увеличивать. Верховная рада не может не поддержать эту сверхзадачу, поскольку именно она является безусловным приоритетом», – подчеркнул он.

Отметим, что, скажем, единственная из прибалтийских стран, соответствующая по этому показателю натовским стандартам, - Эстония, хотя и потратит в будущем году на оборону всего 451 млн евро, что примерно в 10 раз меньше, чем Украина, но на душу населения у нее при этом выйдет втрое больше. Только украинскому бюджету от такой "экономии" не легче.

Тем не менее, как полагают эксперты Института общественно-экономических исследований, главным изъяном госбюджета-2016 является не его откровенно "милитаристская" идеология, которая не только не будет способствовать выходу страны из кризиса, но, наоборот, обусловит ее еще более глубокое увязание в нем, а то, что он не является бюджетом экономического развития. Так, доля расходов, предполагающих потребление, составляет 93,5% общего объема бюджета, а доля расходов, направляемых на развитие – всего 6,3%. При этом они отмечают, что, кроме обороноспособности, приоритетными направлениями финансирования остаются социальная сфера и система государственного управления.

В свою очередь, независимый эксперт по вопросам экономики Всеволод Степанюк, наоборот, отмечает полное расхождение декларируемой идеологии государства Украина и тех ценностей, которые лежат в основе его бюджетной политики. «Вполне понятно то, что, поскольку страна воюет, ее армия увеличивается вдвое. Но если ее власть планирует в 2016 году сделать все для достижения мира, для какой цели она наращивает так называемый оборонный бюджет? Это, по меньшей мере, довольно странная политика, и, в конечном счете, она свидетельствует о том, что на самом деле власть хочет продолжения войны».

Но при этом вряд ли обсуждение оборонных статей бюджета станет камнем преткновения в украинском парламенте. Главная проблема — принять бюджет в целом до конца года, причем с учетом замечаний МВФ. На этом настаивают, сделав соответствующее заявление, и послы стран Большой семерки на Украине, и глава Минфина США Джейкоб Лью, поговоривший по телефону с Яценюком. «Министр Лью заявил, что принятие фискально устойчивого бюджета как можно скорее имеет решающее значение для поддержания экономической стабильности и для дальнейшего предоставления финансовой помощи со стороны МВФ и других международных партнеров Украины», - говорится в официальном сообщении украинского финансового ведомства.

Впрочем, проблема принятия-непринятия украинского бюджета на следующий год хоть и интересный, но уже совсем другой вопрос. Но вот сегодня за "бюджетный пакет" нардепы вновь не смогли проголосовать.

Елена Герасимова